Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи
Контакты


Все материалы arrow Статьи arrow Мировоззрение arrow Часть 1.Про эсхатологию повседневной жизни.
Часть 1.Про эсхатологию повседневной жизни. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
22.04.2009
Как всегда на рубеже тысячелетий, эсхатология становится царицей наук, потеснив на этом почетном месте математику. Люди с "духовными запросами", люди со слабыми нервами, наконец, просто люди с длинным (хочется добавить – и раздвоенным) языком непрерывно обсуждают в устной и письменной форме грядущий конец света. Знамения, предсказанные в Евангелии, действительно многочисленны и недвусмысленны. На каждом шагу появляются чудотворцы, пророки, предсказатели и гадалки разного уровня; иногда это выглядит нелепо, но все равно как-то работает и определяет жизнь общества. Редкая газета может отказаться от печатания гороскопов (даже интеллигентные "Известия"). Особый всплеск этих явлений в России произошел на катастрофическом разломе, связанном с началом перестройки. Тогда в большом количестве освобождалась энергия, а люди были полны искреннего энтузиазма и жажды помочь друг другу, причем многое действительно получалось. Некоторые герои того времени бесславно погибли или стали постоянными пациентами психдиспансеров, а другие исчезли с горизонта, занявшись серьезной внутренней работой и перестав увлекаться внешними эффектами. Теперь все как-то скучнее. На фоне наших серых будней неумолимо проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут к ощущению внешнего давления, несвободы и обреченности. Мистическими и экстрасенсорными способностями уже никого не удивишь: они проявляются вплоть до самого бытового уровня, часто вызывая привычную тошноту.

Писания различных религий содержат обширный материал на эту захватывающую тему – пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии появившиеся на рубеже нашей эры, Коран, книги зороастризма, буддийские тексты (сутра "Львиный рык миродержца" [1], третий раздел Абхидхармакоши [2]...). Не останавливаясь на широко известных (хотя, как правило, крайне поверхностно воспринятых) апокалиптических и евангельских пророчествах, приведем ряд цитат из текстов западной и восточной традиций:

"И истлеет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы" (Исаия 34:4).

"В период, когда малая кальпа подходит к концу, люди, продолжительность жизни которых – десять лет, одержимы безнравственными влечениями, крайней жадностью и ложными учениями. Злоба их настолько сильна, что, когда они видят друг друга, как охотник на оленей – лесную антилопу, их быстро охватывает чувство ненависти и отвращения. Все, что ни попадется им под руку – палка, комья земли и т.п., – становится для них оружием, с помощью которого они лишают друг друга жизни" (Абхидхармакоша 3.99).

"Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и ужасе, и мы сделались недостойными милосердия... Чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу" (3 кн. Ездры 4:24).

"И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы, и раздроблены единым дроблением, – вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в тот день слабым" (Коран 69:13-16).

Реальность, отраженная в писаниях, находится вне времени. Некоторые фрагменты древних текстов, составленных много столетий назад в далеких землях, звучат пугающе актуально, почти как злободневная политическая публицистика:

В худой стране и народ-то убогий.
Стараются нажить себе побольше вещей,
а пользоваться ими уже времени нет.
Гнетет их страх смерти,
страшатся они любых перемен.
Хоть и имеют лодки и экипажи,
да некому в них ездить.
Хоть и есть у них войска и оружие,
да некому привести их в порядок.
Сами же только и мечтают о былом,
что хорошо бы вновь всем вернуться
к завязыванию узелков на веревке вместо письма.
(Дао Дэ Цзин 80).

В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован, оправдан и (потенциально) спасителен – даже корабельные крысы проявляют естественное беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. Человек же – не гораздо ли лучше крысы? "Лучше", во всяком случае потенциально – в обыденной жизни бывает, как известно, всякое. Тексты обращены к внутреннему человеку, внутренней же крысы не существует; крыса не создана по образу и подобию Божию, и перед ней не стоит задача "стать Богом". При чисто внешнем отношении к опасности различие между этими двумя видами живых существ стирается. Крысам даже легче, они могут надеяться сойти на берег или перейти на другой корабль (кстати, символ церкви). Перед людьми, в принципе, тоже открыты два пути. Первый путь, со сменой корабля – это построить, по известному анекдоту, большой ероплан и улететь на нем на хрен. Таким стремлением были в значительной степени мотивированы русские философы – основоположники теоретической космонавтики (основоположники космонавтики практической были люди попроще, они всего лишь делали оружие для будущей смертельной схватки двух систем, т.е. проводили подготовительную работу скорее к гибели человечества, чем к его спасению). Второй путь – это все-таки сойти с корабля на Берег. К сожалению, пускают туда строго в индивидуальном порядке – коллективного спасения не бывает. Здесь не поможет ни людской эгоизм, ни церковное предание, ни человеческие линии преемственности:

"Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня... Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света"
(Псалтирь 48:7-20).

Стадо идет прямиком в ад; в новом (постапокалиптическом) мире простодушные овцы также не обретут счастья и свободы.

Инструкции для желающих сойти на берег изложены в Библии и других священных текстах. Их составители, описывая грядущее кораблекрушение, вряд ли стремились просто сочинить ужастик поинтереснее, и среди самых страшных признаков Конца – люди, с упоением смотрящие очередной фильм-катастрофу (думают, наивные, что это все понарошку) или зачитывающиеся наукообразными конспирологическими книжками (кругом враги, а в центре – ты сам и свои, все как один белые и пушистые). В действительности конец света, как и разруха (см. М. Булгаков, "Собачье сердце") – в головах и сердцах. И происходит он, как и спасение, строго в индивидуальном порядке. Для кого – конец света, а для кого – совсем наоборот.

Лишь для нас, людей, различно
Наступает время года:
У одних зима седая,
У других весна в расцвете.
(Г. Гейне. "Бимини").

К сожалению, как правильно учили классики марксизма, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (В.И. Ленин). Обществу тварей, конечно, не по зубам тягаться с замыслом Творца и совсем отменить возможность личного спасения. Но оно может максимально затруднить его, что и происходит в "последние времена". Путь к спасению, "врата тесные" – только внутри, через обитающего в нас, по слову ап. Павла, Христа (2 Кор.13:5). Последние времена потому и последние, что все усилия подавляющего большинства людей в эти времена направлены только наружу ("врата широкие"):

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13,14).

Физиологически люди последних времен – это те же самые представители рода Homo Sapiens (впрочем, есть и биологические изменения – например, прекратилась акселерация, сильно интриговавшая ученых в ХХ веке); но человек не сводится к биологии. Согласно Библии, человек трехчастен – состоит из духа, души и тела. У "новых людей" душа, вроде бы, есть, но... как бы это сказать... Ну, скажем, вот так:

"И начал себя бездельным обычаем спрашивать, точно ли один человек обладает душою, и нет ли таковой у гадов земных! И, взяв лягушку, исследовал. И по исследовании нашел: точно; душа есть и у лягушки, токмо малая видом и не бессмертная" (М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города".).

Тело, да, есть, тут уж никаких сомнений. Оно есть у всех, и забыть об этом вам не дадут. Вам непрерывно будут напоминать, что оно нуждается в дезодорантах (потому что воняет), прокладках, памперсах (потому что... ну, вы поняли); еда, одежда, жвачка и т.п., как говорится, не обсуждаются. Какой уж тут образ и подобие Божие...

"Как ни включаю телевизор, так сразу же моча начинает соприкасаться с кожей" (В. Пелевин, "Generation П".).

Таким образом, метафизически (на уровне дух-душа-тело) "новые люди" уже не совсем люди. В этом смысле можно сказать, что наступление новой шестой расы, предсказанное теософами, действительно состоялось – на улицах городов доминируют новые молодые люди с совершенно другими интересами. Они обладают сверхпотребностями в области развлечений и получения удовольствий (до успешной реализации дело часто не доходит) и совершенно не склонны к рефлексии и умственной жвачке, которые служили тормозом для раскрытия "классической" духовности.

При луне я сам их видел:
Высунут из нор головки
И, принюхиваясь, смотрят.
Страшно будущее наше!
(Г. Гейне. "Атта Тролль").

Однако не стоит здесь слишком брюзжать: иногда их здоровый эгоизм, необязательность, легкомыслие и жизнелюбие, на которые не способна уходящая интеллигенция, могут казаться очень даже милыми (особенно если смотреть как зритель со стороны, не вступая в тесные отношения).

Книги выходят из употребления, основным средством личного роста становится компьютер. Новые вундеркинды реализуют себя преимущественно в области маркетинга и менеджмента (одновременно это – главные приложения математического образования), широко проходят олимпиады по бухгалтерскому делу. Лучшие помещения университетов (даже таких, как МГУ) занимают Школы Бизнеса. Здесь предыдущее поколение на достижения нового может смотреть только с бессильной завистью. Налицо (без шуток) признаки новой духовности; соответствующие проявления в психологической сфере – действительно развитые экстрасенсорные возможности: что-то кому-то впарить с невинными детскими глазами; совершенно не напрягаясь и не заботясь о "плодах и заслугах", интуитивно (по дурочке) осуществить блестящую финансовую комбинацию, чтобы затем в одночасье все просадить в казино где-нибудь на Лазурном берегу.

В последнее время в оккультных кругах приобрела популярность тема "индиго-детей" (цвет индиго – темно-синий – будто бы характерен для ауры этих "новых людей", по наблюдениям первооткрывательницы – американской ясновидящей Н.Э. Тейпп), которая привлекла также внимание некоторых психологов и педагогов (см., напр., книгу [3]). Описания некоторых психологических особенностей "новых детей", взятые из этой книги, производят достаточно сильное впечатление:

"Индиго – это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. Я думаю, что эти дети приходят с неким набором правил ментальной визуализации. Они знают: если смогут что-то пометить, это будет им принадлежать... Это технологически ориентированные дети, что наталкивает меня на мысль: развитие технологии в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65 В современных условиях Детям Индиго живется трудновато. Существующая система воспитания порой настолько неприемлема для них, что в отдельных случаях эти дети могут стать способными даже на убийство... Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я так или иначе наблюдала, – были из числа Индиго. В них нет страха, потому что они знают, кто они такие. Они верят в себя."

Справедливости ради отметим, что кроме потенциальной жестокости отмечаются многие гораздо более привлекательные черты "детей Индиго" – развитая интуиция, обостренная восприимчивость, творческие способности, умение добиваться поставленных целей. Интересно, что пришествие описанной новой расы (по данным первооткрывательницы, 90% детей, рожденных после середины 80-х, принадлежат к этой категории) оценивается в публикациях "эзотерической" направленности как целиком и полностью позитивное явление, прорыв в развитии человечества и т.д. Ранее проблема "разрыва поколений" анализировалась многими писателями-фантастами – "Конец детства" А. Кларка, "Хризалиды" и "Кукушки Мидвича" Дж. Уиндема, "Гадкие лебеди" А. и Б. Стругацких, многие рассказы Р. Брэдбери, в том числе страшный "Вельд". Серьезные и, как всегда, актуальные предостережения можно найти в Библии, которая, в отличие от оккультистов, предрекает наступление новой эры без всякого восторга и даже оптимизма:

"И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними" (Исаия 3:4).

"Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе" (Исаия 8:18).

"Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня" (Исаия 30:8,9).

"Господу они изменили, потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом" (Осия 5:7).

Опять-таки, мы ни в коем случае не хотим упростить эту чрезвычайно важную и в действительности очень запутанную проблему. Старые поколения (то есть мы с вами, любезные читатели) тоже, знаете, не булочки с изюмом. Диктат общества, стремление "обстругивать" детей по своему образу и подобию, не давая им достаточно любви, служит чуть ли не основным препятствием для их духовного роста. Желающим узнать более подробно, что думают обо всем этом авторы, можно порекомендовать нашу книгу [4], гл. 5.

"Волчица говорит своим волчатам: "Кусайте, как я", и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: "Удирайте, как я", и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: "Думай, как я", а это уже – преступление" (А. и Б. Стругацкие. "Гадкие лебеди".).

В то же время, полный разрыв традиции, рождение чужих детей – измена Господу, преступление и наказание в одном флаконе. Гегелевско-марксистская идея о развитии общества по спирали поворачивается какой-то совершенно немыслимой стороной, как крайнее упрощение внутренней жизни и возврат (после Паскаля, Канта и Кьеркегора, не говоря уж о Христе и Будде), к старо-новому "золотому правилу": добро – это когда я угнал соседскую корову, зло – когда сосед украл мою корову. И все это – при колоссальном росте технических возможностей для кражи коров(в широком смысле, самом широком...). Последствия очевидны (см. эпиграфы). В этом смысле, вероятно, действительно можно говорить о спирали, но спирали сужающейся, каждый следующий виток повторяет предыдущий в каком-то злобно-пародийном виде (по К. Марксу, первый раз – в виде трагедии, второй раз – в виде фарса). Просто плюнуть некуда, чтобы не попасть в очередного маленького Сталина, маленького Гитлера, карманного Чингис-хана... Оно, в каком-то смысле, и к лучшему, что – в маленького. И когда наблюдаешь за попытками портативных вождей выстраивать шеренги на фоне космически-грозного явления новой расы – действительно, не понять, трагедия это или фарс.

Богословские споры о том, что есть главный грех – гордыня (согласно многовековой святоотеческой традиции) или сребролюбие (по ап. Павлу – корень всех зол, 1 Тим. 6:10), для современной реальности находят примитивное решение. Новейшие исследования не подтверждают старые экспериментальные данные Настасьи Филипповны (Ф. М. Достоевский, "Идиот"), полученные с помощью изящной методики "деньги-камин-деньги". Многочисленные телевизионные шоу, равно как и события в политической и экономической жизни, показывают с полной убедительностью – современный человек всегда готов публично унизиться за деньги; сребролюбие сильнее гордыни. Для человека традиционного общества такое утверждение безусловно несправедливо, что опять же указывает на серьезные сдвиги в соотношении дух-душа-тело у "нового человека". Деньги становятся решающим фактором не только в экономической (что тривиально), но и в духовной жизни. Более молодая американская цивилизация уже давно погрузилась в этот этап (однако сохранив, хотя бы формально, определенные этические ценности, что дает некую надежду). Теперь, закусив удила, ее успешно обогнала бывшая коммунистическая Россия: маятник дает здесь отмашку до предела. Старая мудрая Европа же грустно и с достоинством отживает свой век.

Если ты стар, но с тугим кошельком,
"Юноша!" – все восклицают кругом.
Если ты юн, но бедняк бедняком,
Все называют тебя стариком.
(Панчатантра).

В последние времена деньги буквально заменяют все этические ценности – они становятся самой притягательной силой, даже более важной, чем секс. Фрейдизм на марше: для современного человека предметы потребления (сотовый телефон, автомобиль...) символизируют... это самое... до такой степени, что воспринимаются как более сексуальные, чем сам символизируемый предмет as it is, на чем и основана в значительной степени реклама. В действительности важны не материальные эквиваленты денег (золото давным-давно заменено бумажками, а сейчас, с развитием электронных платежей, чем-то совершенно эфемерным и неосязаемым), и уж, конечно, не потребительские качества купленных на них вещей, а сумма как таковая, которая автоматически означает меру блаженства. Плосковатую шутку "Счастье не в деньгах, а в их количестве" надо трактовать совершенно буквально. Числа действительно правят миром; правда, понимать это нужно таким образом, который в голову бы не пришел Пифагору и Платону (опять сужающаяся спираль!).

"А деньгам это свойство повторяемости, присущее морали и разуму, присуще в самой высокой мере; они прямо-таки состоят из этого свойства и все раскладывают, покуда обладают стабильной ценностью, все наслаждения мира на те кирпичики покупательной способности, из которых можно сложить что угодно" (Р. Музиль. "Человек без свойств", гл. 106)..

Метафизическая основа власти денег на самом деле в том и состоит, что деньги – это числа, платоновская идея, утратившая свое качество, свернутая, обработанная и очищенная от бессмертия. Еще раз, в подражание классикам советского периода: деньги есть платоновская идея минус бессмертие. То есть – великие и всемогущие числа, но в приземленном виде вопроса "сколько, сколько?". Впрочем, для современного человека, вероятно, более приемлема формулировка – информация правит миром. Родство денег и информации особенно очевидно в век интернета и электронных платежей. Деньги – не как набор денежный знаков, а как идея ("деньговость", если угодно) – играют роль молекулы ДНК современного мира. Раньше все важные хартии (например, договоры с дьяволом) подписывались кровью, сейчас все важные для современного человека события (по существу, все те же старые добрые соглашения с дьяволом) скрепляются платежами. Деньги, как и человеческая кровь (в Библии – синоним души), на самом деле впитывают всю информацию о мире.

Бросайте ж за борт все, что пахнет кровью, –
Поверьте, что цена невысока!
(В. Высоцкий).

Как обычно, истинные тайны мира открываются в первую очередь не умственно и физически крепким реально существующим людям, а вымышленным персонажам, по видимости душевнобольным:

"Попробуем коротко изложить то, что Кика называл "тайной денег". Деньги, по его мнению, и есть остающаяся от людей "нефть", та форма, в которой их вложенная в труд жизненная сила существует после смерти. Денег в мире становится все больше, потому что все больше жизней втекает в этот резервуар. Отсюда Кика делает впечатляющий вывод: мировая финансовая клика, манипулирующая денежными потоками, контролирует души мертвых, как египетские маги в фильме "Мумия возвращается" с помощью чар управляют армией Анубиса. Его мысль такова: особенности земного существования душ, превратившихся после смерти в деньги, отбрасывают тень на жизнь общества, пользующегося этими деньгами. Больше того, такая тень становится своего рода лекалом, по которому новые поколения "делают жизнь", даже не догадываясь о том, что именно служит им образцом, хотя постоянно держат этот "образец" в руках в самом прямом смысле" (В. Пелевин. "Македонская критика французской мысли" [5]).

 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy