Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи
Контакты


Все материалы arrow Разделы arrow Практика arrow О ХРИСТИАНСТВЕ ( причина разногласий )
О ХРИСТИАНСТВЕ ( причина разногласий ) | Версия для печати |
Статьи - Статьи
Написал Administrator   
31.05.2008
Вкратце расскажу историю христианства - это из лекций Притху Прабху. Первое - это история происхождения и ситуация в том месте, где зародилось христианство. Говорится, что в то время в Иерусалиме, части римской империи, римляне жестоко насаждали свою власть, это было время террора. И многие пророки предрекали приход мессии, конец света. Это было ужасное время страха и террора. Люди жили в постоянном страхе, ждали конца света и верили, что только посланник Бога, мессия может их спасти. В то время было много религиозных групп, и самой яркой из них была группа оссинов. Это была очень многочисленная аскетичная группа. Их принципы были подобны тем, которым мы сейчас следуем - вегетарианство, полное воздержание от интоксикаций,секса. И что удивительно - Иисус Христос появился в то время, когда оссины были многочисленны. И в их коммунах (они жили коммунами) проповедовал Иоанн Креститель, т.е. Христос не мог ничего не знать о них. Но тем не менее мы нигде в писаниях не встречаем информации о них.

Враджендра Кумар дас

Чтобы понять, в чем причина разногласий, нужно хорошо знать предмет. Мы живем в такой стране, где проповедуется христианство и многие люди воспринимают Сознание Кришны как чуждое, говоря: "Нам не нужно чужого Бога" - это в лучшем случае, а в худшем - воспринимают как нечто враждебное. Это и в западных странах где христианство имеет глубокие корни. Поэтому наши проповедники и ученые решили изучить этот вопрос - какие имеются свидетельства, исторические факты, параллели, противоречия. Они исследовались не только преданными, а просто учеными. Преданный Притху Прабху, он был до сознания Кришны ученым и занимался как раз анализом религий и христианства, так что его мнение авторитетно. Я буду использовать его данные в лекции. Кроме того я буду использовать книгу, "Сознание Кришны и христианство", которая вышла недавно в ИСККОНе.

Вкратце расскажу историю христианства - это из лекций Притху Прабху. Первое - это история происхождения и ситуация в том месте, где зародилось христианство. Говорится, что в то время в Иерусалиме, части римской империи, римляне жестоко насаждали свою власть, это было время террора. И многие пророки предрекали приход мессии, конец света. Это было ужасное время страха и террора. Люди жили в постоянном страхе, ждали конца света и верили, что только посланник Бога, мессия может их спасти. В то время было много религиозных групп, и самой яркой из них была группа оссинов. Это была очень многочисленная аскетичная группа. Их принципы были подобны тем, которым мы сейчас следуем - вегетарианство, полное воздержание от интоксикаций,секса. И что удивительно - Иисус Христос появился в то время, когда оссины были многочисленны. И в их коммунах (они жили коммунами) проповедовал Иоанн Креститель, т.е. Христос не мог ничего не знать о них. Но тем не менее мы нигде в писаниях не встречаем информации о них. И Притху Прабху объясняет, что католики постарались уничтожить всю информацию о них, потому что они подверглись гонениям и до IV века они жили в горах, либо разбежались, либо были уничтожены. Эти люди, которые проповедовали чистый образ жизни, подобный тому, которыйпроповедуеммы,были весьма многочисленныи, тем не менее, о них не упоминается ни слова - ни в Библии, ни в Евангелие, хотя Христос и Иоанн Креститель не могли о них не знать. Хотя римский историк Иосиф Флавий, который очень скурпулезно записывал все что тогда было, говорит что это была самая многочисленная группировка. Т.е. то что о ней не сказано ни слова, является уже делом рук политики. Т.е. то христианство что мы имеем сейчас это продукт активного и длительного политического вмешательства, т.е. христианство использовалось в политических целях. И то что сейчасназывают христианством, это - так говорят не только преданные , но и ученые - это не христианство вовсе. Это уже учение Павла, который был уже значительно позже, и лично Христа не встречал. Павел состоял в сильном антогонизме с апостольской церковью. Первые апостолы очень строго следовали учению Христа. И эта апостольская церковь была очень малочисленна, поскольку проповедовала аскетизм, а у аскетов, естественно, не такмного последователей. Так вот и мы видим, что у нас не много последователей. Павел развивал совсем другие идеи. Так он проповедовал, что действовать по Христу и следовать каким-то ограничениям вообще не обязательно. Именно с его благословения Императором Константином было отменено вегетарианство. Первые христиане были чистыми вегетарианцами. То же самое касалось области секса. И для того чтобы сделать эти ограничения более приемлемыми социально, чтобы было как можно больше последователей, Павел, обладавший шакти, как мы говорим, силой, энергией, стал популярен среди купцов и политиков. И те поблажки, которые он давал, были им выгодны. Это хорошая религия, можно охватить много людей, и на этой почве эксплуатировать их по принадлежности к вере. И он ввел культ которого не было никогда - культ распятия, поклонения кресту. Христос сам об этом ничего не говорил. А Павел говорил, что главное верить в Христа и верить в крест, действовать же по Христу не обязательно, главное верьте в крест, на котором он погиб.

Но мы знаем, что в вере без действий нет никакого толка. Если я, например, верю в какое-то благо, то я должен сделать какой-то шаг, тогда будет смысл, просто в вере нет смысла. Хотя Павел, конечно имел несколько глубоких духовных моментов, но с течением времени все это выветрилось и осталась голая вера в распятие. И Шрила Прабхупада комментировал это так, что это то же самое, что и оскорбление Святого имени - т.е. верить в Святое имя, повторять его, и в то же время делать все, что хочу, не следуя тем наставлениям, которые даются.

И уже после ухода Шрилы Прабхупады Тамала Кришна Госвами приводил такой пример: представьте, что нам скажут, что следовать наставлениям Шрилы Прабхупады вовсе не обязательно, просто поклоняйтесь постели, на которой он оставил свое тело, и вы освободитесь, это самое главное. Это тоже самое. То есть крест - это место страданий Христа, где он оставил свое тело. Нужно просто в это место верить, и все будет хорошо. И многие христиане наивно верят, будто Иисус Христос заключил такой завет, что Я за вас буду вечно страдать, а вы сможете вечно грешить. Такая филисофия очень распространена среди христиан. На самом деле таких утверждений нет. Тем не менее философия Павла имеет большое влияние.

            Самый главный момент, который мы должны понять - это то, что подлинного, достоверного христианского писания сейчас не существует. Это исторические факты. Было вот что. При жизни Христа ничегоне записывалось. Первые записи появились спустя 40 лет после его ухода, записанные на арамейском языке. Сейчас ни одного писания на арамейском языке не осталось, все было сожжено при очень интересных обстоятельствах.

Император Константин собрал совет изразныхрелигиозных группировок и предложил им помириться. Т.е. уже тогда были разногласия. И они начали спорить: одни говорили, что должно быть вегетарианство, другие - что нет. И это "перемирие" закончилось грандиозным побоищем, некоторые даже были убиты, и в конце этого все арамейские писания были сожжены. А Константин поступил просто - он издал указ, что любому, кто верит в вегетарианство в религиозных целях, нужно залить свинец в глотку. И с этими вещами очень быстро было покончено - лучше, конечно, есть мясо, чем получить свинец в глотку.

И фактически то, что мы имеем сейчас - это английский перевод с латинского перевода с греческого, составленного повоспоминаниям арамейских текстов, которые сгорели 1300 лет назад. Теперь представьте с чем мы имеем дело. И поэтому когда говорят: " В Евангелии сказано..." - это уже ничего не означает. Фактически то, что мы сейчас имеем исковеркано невообразимым образом. Так в пророчестве Иссайи говорится, что явится младенец от девы и имя ему будет Иммануил, и будет есть он только мед и йогурт, дабы отличать доброе от злого. Т.е. чтобы отличать доброе от злого, говорится нужно есть мед и йогурт, мясо не надо есть, т.е. говорится о вегетарианстве.

И тому же самому Христу они приписывают то, что он ел рыбу и прочие вещи. Т.е. очень много таких нестыковок в современных писаниях.

Главный постулат христианства - возлюби Бога, возлюби ближнего, но каким образом это сделать, никаких правил и упоминаний нет. Если мы говорим о теле, то это означает заботу о теле -материальную благотворительность. Но если это духовные наставления, то они в первую очередь должны быть направлены к душе. Это не материальные наставления, поскольку это сказано в священном писании. Поэтому возлюби ближнего - это духовные наставления и они означают - сделать ему так, так ему проповедовать, чтобы он возлюбил Бога, а это означает проповедь чистого духовного знания. Как еще можно возлюбить Бога ? Поэтому мы не должны покупаться на дешевые утверждения, что возлюбить ближнего - это совершать материальную благотворительную деятельность. Эти наставления относятся прежде всего к душе. То что сейчас представляет собой христианство не относится к религии в ведическом понимании. Это можно обозначить термином упа-дхарма, т.е. обязанности и деятельность в обусловленном состоянии на материальном уровне. То что мы называем Сознанием Кришны - это санатана-дхарма, т.е. вечная деятельность души на духовном уровне. И эти уровни не сравнимы. А все религиозные культы, в том числе и индуизм ( поклонение полубогам ) - это упа-дхарма. Поэтому их нельзя сравнивать с Сознанием Кришны - эторазныеуровни существования.

Далее интересно то, что нигде в христианстве не встречается ясного определения души. Иногда они отвечают, что душа это кровь. Тогда встает вопрос - почему они говорят, что у животных души нет, но кровь же у них есть, а кровь - это душа. Это противоречие на их же собственной основе. Но в действительности в Библии есть утвержение, что душа присутствует у животных: "И сказал Бог: "Вот Я даю вам всякую траву, сеющую семя и всякое древо, имеющее плод и сеющее семя. Вам все это будет в пищу. А всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я в пищу всю зелень травную. Да будет так."" Это первая книга "Бытия". Сам Бог сказал - всем, в ком есть душа живая. И тем не менее кто-то осмеливается утверждать, что у животных нет души, и на этом основании их можно есть. Т.е. это уже противоречие в рамках собственной традиции. Т.е. нет представления о том что душа отлична от тела, а на основе этого непонимания строятся другие представления, доминирующие в христианской системе.

Следующий вопрос - вопрос перерождения. В лекции Притху Прабху говорится, что до V века в Евангелии мысли о перерождении принимались. Об этом есть достоверные исторические документы. Те же оссины, в среде которых появился Христос, принимали перерождение, вегетарианство. И перерождение до сих пор осталось в Евангелии, но оно хитрым образом законспирировано, так что не каждый может понять эти вещи. Там есть такое утверждение об Иоанне Крестителе: Христа спрашивают о нем и он отвечает: "Он пришел, но вы не узнали его." Это пророк Илия, которого казнил Ирод. Т.е. фактически это мысль о том, что можно прийти и уйти, и это будет одна и та же личность.

В другом месте говорится о плоти, духе и душе - об этих трех различных вещах говорится совершенно недвусмысленно. Так говорится: "Есть тела земные, есть небесные, иная слава небесных, иная земных. Иная слава Солнца, иная Луны, иная звезд, и звезда от звезды рознится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении - восстает в нетлении, сеется в унижении - восстает в славе, сеется в немощи - восстает в силе. Сеется тело душевное - восстает духовное. Есть тело душевное и есть духовное. Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну - не все мы умрем, но все изменимся ... ибо тленному всему надлежит облечься в нетленное, а смертному в бессмертное, то сбудется по написанному: "Поглощена смерть победою." Т.е.совершенночетко говорится, что есть тело духовное, есть душевное, есть плоть.И при всем при этом, при таких четких утверждениях даже в нынешнем Евангелии кто-то говорит, что душа и плоть это одно,что душа без тела не существует, хотя совершенно открыто, черным по белому написано о различии этих вещей - плоть не может наследовать духовного царства.

            И еще один момент. Еще удивительно то, что в Христианстве нет такой четкой парампары, как в ведической культуре, и поэтому оно сильно подвержено влиянию разных философов со стороны. Представляете какая удивительная вещь ! Филисоф может влиять на религию. Представьте, если к нам сейчас придет какой-нибудь филисоф и скажет: "У вас там, знаете что-то не то". И мы: "О, отличная идея, давайте вставим." Т.е. нет понимания о том, что духовное знание не может быть изменено - к нему ничего нельзя добавить или убрать. И в частности говориться, что Платон очень сильно повлиял на христианство. О нем говорят, что он был полуреализованной личностью,признавалсуществованиедушии перерождение. И пока он был все эти вещи были в христианстве. Но ему на смену пришел Аристотель, который полностью отверг своего учителя. И с этого времени стали деградировать все традиции вегетарианстваи перерождения. И после него был Фома Аквинский, и с этого времени все эти представления были выхолощены полностью.

Сейчас остановлюсь на вегетарианстве. Во-первых, я уже зачитывал из Библии то, что дал Бог нам в пищу. Кроме того, в самих текстах Евангелия есть утверждения, что не стоит пить вина и есть мяса. Но поскольку все эти утверждения были неблагоприятными для общей массы людей, а стремились к популяризации христианства, то их просто опустили. И именно в то самое время стали добавляться такие фразы , на которых сейчас любят спекулировать: "Не важно, что в тебя входит, важно, что выходит". Но если мы изучим механику, то мы увидим,чтов действительности есть определенная связь того, что в нас входит, с тем, что выходит. Недаром в йоге говориться - вы есть то, что вы едите. Питание очень сильно влияет на нас. И в Евангелие во многих местах в такой непрямой форме говориться, что нехорошо есть мясо и пить вино. Кстати говоря о вине, которое христиане принимают как причастие, то вначале это было не вино, а виноградный сок. Но вино и виноград - одного корня и до спекуляций один шаг остается и сок превращается в вино. Но против этих вещей совершенно четкие наставления даются. И только для популяризации были отменены все эти вещи, которые изначально содержались в христианстве. И эти попытки приписать Христу, что он ел мясо, рыбу, уже по точным историческим хроникам являются поздними вставками, потому что Христос такое не проповедывал. Он был очень аскетичной личностью и проповедовал очень радикальную философию. Он былсвоегорода революционером своего времени.

            Иудейская религия проповедовала культ семьи, культ благосостояния в рамках религии. Христос же учил прямо противоположным вещам. Сейчас я вам зачитаю - это прямо сознание Кришны - "И всякий, кто оставит дом, или отца, или мать, или братьев, или сестер, или жену, или детей ради имени моего, получит во сто крат и обретет жизнь вечную." Это слова Христа - он проповедовал оставить все. Даже мы так не проповедуем. То есть он говорил очень твердо, аскетично. И вот этойличности приписывают, что он ел мясо, рыбу и все позволял. На самом деле и в Евангелие и в Библии при внимательном рассмотрении можно обнаружить много мест, противоречащих друг другу. Это происходит в результате последующих вставок и переписок.

То же самое относится к такому утверждению Христа: "Я есть путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, чем через меня."

По всем историческим хроникам - это уже поздняя вставка, поскольку в то время христианство уже стало государственной религией. Хотя желания такого у самого Христа не было. Христос не собирался куда-то идти проповедовать. Он говорил своим апостолам, что проповедуйте здесь, не ходите даже в Самарию - это по соседству с тем местом, где Христос родился. И фактически, это слово, которое использовано как "никто не приходит к Богу кроме как через меня", это слово используется только в настоящем времени (в соответствии с грамматическими правилами). Т.е. речь идет об определенном месте, времени, определенных обстоятельствах. И кроме того, эта вставка была сделана уже позже. И эта фраза - путь только через Иисуса - может пониматься так, что нам не нужен теперь духовный учитель. Это хорошее оправдание для того, чтобы не принимать гуру. Хотя мы знаем, что без учителя, без принятия внешнего авторитета, никакое духовное развитие невозможно.

Еще один спорный момент - идолопоклонство. Многиехристиане приходят в храмы ИСККОН и видят там Божества, видят как преданные Им поклоняются, и говорят, что это - идолопоклонство. Потому что в иудейских писаниях очень четко сказано: "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе никакого изображения того, что в небе или вверху, внизу или на земле, или в воде и ниже земли".

Интересная фраза - "перед лицом моим". Лицо - это форма, т.е. несомненно, что Бог - это личность, имеет лицо. И он говорит: "Да не будет у тебя других богов перед лицом моим". Т.е. Богу самому в форме не отказывается. Заметьте, это очень тонкий момент. И перед лицом Его не должно быть других богов. Это то, что говорили мы. Кришна говорит: "мам экам шаранам враджа", - т.е. вручи себя Мне одному, другим полубогам не поклоняйся. Так вот поклонение другим богам - это поклонение полубогам. В то время было поклонение полубогам Балу и Иштхару, как говорится в исторических документах. Кто они такие, я не знаю, сносок нет, но это был популярный культ в соседних странах. И вот говорится: "другим богам не поклоняйся", то же самое, что мы проповедуем, но они почему-то используют это против Сознания Кришны.

И другое: сказано - не сотвори себе кумира, того что вверху, внизу и на земле. Естественно мы не делаем никаких таких изображений. Кришна не принадлежит этому материальному миру, Он трансцендентен. Это тот самый отец, который говорит: "не имей других богов перед лицом моим". Он не говорит - "моих изображений не делай", Он говорит: "других богов не делай". Это то же самое, что и мы говорим - других богов не надо. Но так все хитро интерпретируется, что Кришна - бог идолов и перед лицом христианского идеального Бога больше ничего не должно быть. Хотя фактически, как выясняется, тот самый единый Бог Яхве, которого они признают, удивительно похож на Вишну. У них обоих, по описанию, шлемы, у них у обоих - булава, один сжигает огнем, другой диском - чакрой, у обоих голоса, напоминающие урчание грома, и у обоих носители удивительно похожие: у Вишну - Гаруда, у Яхве - херувим с крыльями. То есть фактически описания сходятся на 90 %. Так вот перед лицом такого Бога, других богов нет смысла делать. И поэтому поклонение мурти - форме Господа и поклонение идолу - совершенно разные вещи, их нельзя путать. То же самое происходит, когда мы предлагаем прасад - они говорят: идолопожертвование, нельзя есть предложенное идолу. Но что они делают? Причастие - предлагают Богу-Отцу хлеб и вино, - фактически это то же самое. То есть Богу можно предложить, но о прасаде от того же Бога говорят - идолопожертвование. У них причастие - скажем, раз в месяц по кусочку хлеба и глоточку вина. У нас же - каждый день только прасад от того же единого Бога. То есть, фактически мы говорим об одних и тех же вещах, но они поворачивают их настолько хитрым способом, что это выглядит как противоречие. Это происходит от незнания и непонимания единой природы Бога.

Следующее - это непонимание положения Бога.ВВедической литературе говориться, что существуют первичные и вторичные аспекты Бога. Вторичные аспекты - это те, о которых говорят христиане - творец, всезнающий, карающий, поддерживающий, милостивый. Потому что эти аспекты имеют отношение к нам в этом материальном мире. Кришна творит этот мир, поддерживает его, карает грешников, защищает праведников. И его имена связаны с этими его функциями. Вишну, Нараяна - вместилище всех живых существ, то есть это формы, имеющие отношение к этому материальному миру, вторичные имена - они не имеет отношения к изначальной форме Бога. А есть изначальная форма Бога, то есть то, чем Бог занимается в своей духовной обители. Христиане об этом к сожалению ничего не знают. Но в Ведической литературе эти знания очень обширны. Напрмер его имя Яшода-нандана - сын матери Яшоды, или Говинда, Гопала - это уже то, что имеет отношение к его деятельности в духовном мире. И поэтому эффект от воспевания имен первичных и вторичных приводит к разному результату. Об этом говорит Бхактивинода Тхакур в "Шри Харинама- Чинтамани" . Напрмер, воспевание имен Вишну может привести человека на Вишнулоку, а воспевание имен Кришны - на Кришналоку, то есть это разные аспекты Бога, разные имена и разный эффект.

Далее, основное наставление в Христианстве - возлюби Бога, но каким образом это сделать там не говориться. Одинхристианский проповедник говорил: - "В Гите дается наставление - "Оставь все виды религии и просто вручи себя мне" - и это совершенство, которое может достичь христианин, то есть оставить все занятия и полностью вручить себя воле Бога". Его оппонент (в книге "Сознание Кришны и христианство" ) Сатьярадж Адхикари говорит ему, что на самом деле это высшее наставление "Бхагавад-Гиты" - даже еще не начало духовной жизни, это предварительная ступень. А начинается любовь к Богу уже над этим. И это то, что содержится в диалоге между Господом Чайтаньей и его близким преданным Раманандой Роем, когда шла их беседа и Господь Чайтанья просил его говорить о все более и более высоких ступенях любви к Богу. И когда Рамананда Рой сказал, что надо оставить все дела и вручить себя Богу, Господь Чайтанья сказал - "да, но это не так важно, продолжай пожалуйста дальше..." То есть то, что христианин сказал - это для меня вершина, Господь Чайтанья сказал: "это не так важно". Потому что вручить себя Кришне - это начало деятельности, а потом уже начинает развиваться любовь к Богу. Когда начинают выхолащиваться все эти примеси (мишра) - карма-мишра, гьяна -мишра, йога - мишра, затем идетисполнение предписанных обязанностей, т.е. все эти примеси материальных желаний начинают уходить из сердца. И постепенно человек возвышается до самого высшего уровня - чистой любви - рага-бхакти. Вот об этом идет речь в Сознании Кришны. И то, что для христианина - вершина, для преданных только начало. То есть любовь к Богу в христианском понимании и в понимании Сознания Кришны - разные уровни реальности. Хотя совершенно очевидно, что в христианской традиции были чистые личности, религиозные мистики, которые испытывали экстаз любви к Богу. Так, например, в псалмах Давида - чистая бхакти. Однажды он, например, обнаженным танцевал в экстазе и воспевал и ни на что не обращал внимания, потому что это было состояние экстатической любви к Богу. Т.е.через христианскую традицию тоже возможно достижение этих высших стадий, но заметьте, все эти личности были величайшими аскетами. Ни один из них не ел мяса, не пил вина, не занимался сексом или чем-нибудь другим. Это были аскеты из аскетов. Т.е. это говорит о том, что достичь любви к Богу можно только через аскетизм.

Еще один важнейший момент - это то, что учение, данное Христом, и современное христианство - это вещи разные. Современное учение - это учение, данное Павлом, и от учения Христа там мало что осталось.

А Христос - это личность, которая представлена в Ведахи непосредственно в тексте "Махабхавишья Пураны". Его там называют Иша или Исса, который проповедует амаликитам - так там называется еврейская община, которая там жила. Там также говорится, что он родится от девственницы, его называют мессией, говорится, что его распнут, и после распятия он двинется в сторону Индии. Все эти вещи указываются в будущем времени. Все это было записано до рождения Христа. Поэтому сама личность Христа является исторической, и она предсказана, как предсказаны все шактьявеша-аватары. Кстати, явление Мухаммеда тоже предсказано в той же "Махабхавишья Пуране". Он также назван по имени, иданыего характеристики. Т.е. эти личности исторические, они неявляются неизвестно откуда пришедшими, и потому мы принимаем их авторитет и то, что они говорили. Но то, что имеется сейчас - дописки и политические переделки - имеют одну цель - адаптировать это учение к людям, которые живут сейчас и сделать его популярным, хотя у Христа такой задачи не было.

Еще один момент - три аспекта христианства и как они соотносятся с ведической традицией. Там говорится об Отце, Сыне и Святом Духе. Как говорил Шрила Прабхупада - Бог Отец - это Бхагаван - Верховная Личность Бога, источник всего, Кришна. Святой Дух соответствует Параматме, которая всепроникающа и присутствует повсюду. Как говорят "святым духом общаюсь". И Сын - это аватара (нисходящий),которыйявляется представителем Бога и говорит от лица Бога. Как, например, Иисус Христос - Сын Божий, он говорит: "Отец во мне, и я в Отце".

            Следующий момент - Иисус иногда называл Бога "Авун" - буквально это означает "вселенский отец". И тут удивительный вопрос - часто спрашивают: "Откуда пришел Христос и куда он может забрать своих преданных ?" И есть распространенное мнение и Шрила Прабхупада его упоминал, что Христос пришел с Брахмалоки - высшей планеты материального мира, где живут сиддхи, мистики, совершенные живые существа, аскеты. И они попадают не сразу в духовный мир, а на Брахмалоку. Т.е. "Авун" может относится к Брахме - отцу вселенной, который создал все живые существа. И поэтому Шрила Прабхупада говорил, что благочестивые христиане, которые точно следуют учению Христа, но при этом не знают многого о Личности Бога, могут попасть в разные места. Во-первых, в Махеш-дхаму, обитель Шивы - это место среднее между материальным и духовным мирами, где можно дальше духовно развиваться. Второе - Брахмалока, то место, откуда предположительно пришел Иисус Христос, и оттуда уже двинуться дальше. И третье, они могут родиться в семьях чистых преданных и уже начать свое развитие дальше, потому что до тех пор, пока неизвестно что-либо конкретное о Личности Бога, не развиты отношения с Ним, любовь к Нему, на Вайкунтхи и на Голоку Вриндавану попасть практически невозможно.

Хочу сказать о слове "монах". Оно происходит от слова "моно" - один. И имеет то же значение, что и муни (мудрец), т.е. это люди, которые уходили в отшельничество и там занимались аскезами.И христианские святые соответствуют примерно уровню ведических мудрецов.

Хочу в заключение сказать, что все это не является критикой в адрес христианства, а лишь маленькая попытка показать,чтов действительности то, что сейчас называется христианством, имеет очень маленькое отношение к учению Христа. И с этой позиции пытаются судить других. Чтобы правильно понимать свои отношения с христианами, нужно понимать, что они не имеют непосредственой связи с учением Христа, с самим Христом, и что онии сами являются жертвами заблуждения, К сожалению христианская традиция находилась под сильнымвлиянием политиков и правителей, и поэтому они принимали то, что выгодно политике, и убирали то, что не выгодно. Ведическая традиция передается через брахманов - людей, не заинтересованных в политических интригах, в перекраиваниях и добавлениях. И эти вещи мы должны хорошо понимать.

            И хотя в Евангелии много мест, которые один в один сходятся с традицией бхакти, люди с сектантским мышлением предпочитают видеть не единство, а различие. Хотя сходства гораздо больше, чем различия.

            Притху Прабху говорит, что мы не можем утверждать это на 100 %, потому что в Ведах об этом ничего не говорится, но существует очень много информации в буддийской и исламской литературе, где говорится о некоем Иссе, который жил и учился в Тибете, Гималаях и был в Индии, и даже говорится, что он вступал в споры с кастовыми брахманами, говоря, что они должны проповедовать чистую дхарму, а необусловленную материальную религию. И он там находился в период с 12 до 29-30 лет, а затем вернулся в Сирию и там проповедовал всего 3 года. Когда христиан спрашивают, что делал Христос в этот период, они начинают нервничать и говорят, что это не важно, потому что для них это запретная тема.

И то, что Христос ходил по воде, проходил сквозь стены - это элементарные вещи для йога, и они называются ашта-сиддхи (мистические совершенства). Например, хождение по воде - это лагхима(легче легчайшего). И в писаниях об Иссе говорится, что он был продвинутым йогом. Вопрос: Христиане иногда спорят и говорят, что Иисус говорил: "Я и Отец - одно".

Ответ: В этом нет никакого противоречия. Чистый посланник Бога - действительно одно с Ним. И то же самое говорится в шастрах. Та же самая Шри Шри Гурваштака (молитва духовному учителю), которую мы повторяем каждое утро, говорит, что духовный учитель фактически равен Бгу. И в 11-й Песне "Шримад Бхагаватам" Кришна говорит, что к ачарье следует относится также, как ко Мне, Он равен Мне. Т.е. гуру, духовному учителю мы должны поклоняться также как Богу, потому что он является дорогой к Богу. Но Христос не был единственным.

Вопрос: о крещении.

Ответ: Это форма инициации. Грехи могут быть смыты не только огнем, но и водой. Но главное - это крещение святым духом, т.е. принятие Бога в сердце, т.е. это обряд самскары, очищения.

Вопрос: о дьяволе.

Ответ: В ведических писаниях не упоминается личности дьявола, как в христианских писаниях. В широком смысле - это майя, иллюзорная энергия Бога, вводящая живые существа в иллюзию, которая действует, как кажется, в противоположность Богу. Дьявол искушает, у майи - то же самое. Она привлекает живое существо, показывает как здорово здесь в материальном мире. И как только оно клюнуло - ловушка захлопывается, и его покрывает иллюзия. Так действует материальная природа. На самом деле - это не сила, противоположная Богу, это его же собственная энергия, которая выполняет особую функцию для тех живых существ, которые хотят находиться в иллюзии.

Вопрос: когда возникло Сознание Кришны.

Ответ: Сознание Кришны существовало всегда -этовечная деятельность живого существа . И эти знания существовали всегда. Но в 1965 году, когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, там сложилась ситуация, когда люди уже приелись всеми материальными вещами (кама) и искали мокшу (освобождение). И когда Шрила Прабхупада сказал - "Вот вам Кришна", они его приняли. Т.е. знания есть всегда. Например, человек идет в школу с 7 лет. И это не значит, что до 7 лет не существовало истины, что 2*2=4. Просто он созрел для того, чтобы принять эту истину. В школе ему говорят: "дважды два - четыре", - надо же, мир открылся для него. Т.е. суть в том, что эти вещи даются, когда сознание готово принять их. 

            Шрила Прабхупада говорил, что миссией Христабылоснять кармические реакции с тех личностей, которые последуют заним. Фактически это то же самое, что в момент инициации, когда гуру забирает кармические реакции ученика и открывает ему путь к спасению. И тот, кто принял Христа своим духовным учителем, принял его принципы - не грешить, он инициирован. И для таких людей Христос является путем к спасению. Такова цель его прихода.

            Христос много говорил о любви к Богу. Но эта фраза, я ее еще раз зачитаю: "И всякий, кто оставит дом, или братьев и сестер, или мать и отца, детей и жену ради имени моего получит во сто крат и жизнь вечную". Т.е. он проповедовал отречение, аскетичную жизнь и воспевание Святого Имени. Кстати, это была распространенная практика у христиан- воспевание иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Это та же медитация. Христос постоянно говорил о молитве.

             Христианство и вайшнавские традиции.

            "Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

             проделал бесценную работу,его книги внесли весомый вклад в

             освобождение человечества. Лал Бахадур Шастри премьер-министр Индии

            "Это великое политическое достижение.Духовная культура Индии

             распространилась по всему миру.Мусульмане опирались на страшный

             меч.христиане действуют имея большую государственную и финансо-

             вую поддержку, но в данном случае все сделал один человек мирным

             путем.

            "Второй(другой) основной момент-проповедь.Не только Чайтанйи,но

             также Шанкарачайи.Что он сделал? Всю свою жизнь он путешествовал

             по Индии и проповедовал свое послание.Буддха поступал таким же

             образом.Рамануджа,Мадхва, все вайшнавские теологи и святые-прихо-

             дили со своей миссией, как и Чайтанйа."

           Др. Шриватса Госвами

           Университет хинду

           Бенарес

           

            "Я не думаю,что со времени Романской Империи ,когда христианство,

             иудаизм,мусульманство и другие религии составляют многочисленные

             конверсии в Западном мире происходило что-нибудь подобно этому.

            Др. А.Л. Басман

             "Это удивительная история .Если вам расскажут об этой личности вы не поверите.В 70 лет он отправился в другую страну,где никогда не был прежде, никого там не знал ,он не имел денег,не имел зна- комств.Можно сказать ,что он ничего не имел чтобы добиться успеха.

             "Он обращался к незнакомым людям,ко всем .он пришел из другого мира и организовал всемирное движение.

             "Возможно удивительно, что Иесус из Назареч(Nazareth) просил:"Последуйте за мной.Пролейте вашу чистоту или оставьте прежние представле- ния и прийдите ко мне ,будьте моими учениками.

             "В данном случае он не чувствовал себя пожилым человеком в чужой стра- не, он общался с людьми чьи представления полностью отличались от его собственных. Он безусловно был удовлетворен собственными представлени- ями.

             "Наличие напряженности между новыми альтернативными религиозными движениями и в обществе - это не ново в истории. Раньше у христиан были неко- торые проблемы,которые вы (сознание Кришны) разрешили.

             "Посмотрим на сегодняшнее общество в плане разрушения семьи: дети уходят от своих родителей, мужья от своих жен, люди не получают образование и не стремятся к карьере,люди стремятся к войне, нарушается стабильность в обществе.

             "У одного моего коллеги основная область исследований раннее христианство - христианство в Хелленистиский ( Hellenistic) период,параллельно он рассматривает период с начала существования греческого государства до раннего христианского движения,а также деятельность новых и альтернативных религиозных движений, Он может привести обвинения,критику и претензии(требования) которые были выдвинуты против ранних христиан... и они фактически тождественны обвинению и критике которые направлены против непопулярных новых движений. Эта параллель-сверхестественная.

             "Интересно,что существует архелогическое доказательство поклонения Криш- не в Индии- это памятник сооруженный греком Хелиодорисом в Бенагоре. Этот памятник ,названный Беснагар Колумн относится к 1- му столетию или к середине 2-го столетия н.э.,он был сооружен греком, представителем местного штата. Интересно,что это доказательство служения Кришне предоставил иностранец,который обратился в другую веру - стал служить Кришне.

           Др. Тхомас Хоркинс

           Франклин Мариел

           колледж

             "Движение, которое примет, что все церкви в мире - для всех людей, без разницы в кастах, настроениях - будет существовать.

             "Когда эти церкви будут по всему миру - тогда сотрется разница между церквью и храмом.

             

             "Смысл - постараться чтобы эти новые церкви основывались на принципе: духовная культура является основой жизни.

             

             "Сделать все, чтобы сохранить эту культуру и не допустить того, что мешает этому.

             

             "Преданные,которые любят Кришну - проводники светлого. Имейте сильную веру, что только Кришна защищает и никто больше. Примите Его как своего единственного защитника.

             "Делайте все, чтобы удовлетворить желание Кришны и никогда не думайте делать что-то независимо от святого желания Кришны. Все делайте со смирением.Всегда помните ,что живете временно в материальном мире и вы должны вернуться навечно обратно домой(в свое единственное прибежище).

            Р.В.Фразер 19век,

            ученый

             "Вы можете видеть явное сходство с христианской верой.Там также есть идея, что Господь воплощается ...характерно, что Господь- всюду и Он воплощается в формы для участия в жизни.

            "Я думаю, что в христианстве есть личности, преданные Кришне, преданные в сердце,это - благочестивое христианство. Мы уже упоминали о нескольких удивительных сходствах между так называемой народной религией и сознанием Кришны.

             "В обоих традициях большое внимание уделяется получению радости, духовной радости от восхваления Бога...В обоих традициях ценятся чистота и практикуются некоторые формы аскетизма,такие как не употреблять спиртные напитки, не курить, не заниматься внебрачным сексом и не участвовать в азартных играх. В обоих традициях большое внимание уделяется будущей жизни, или другому миру.

             "В епископских и церквях некоторые депрограмматоры с желанием депрограммировали людей, преимущественно тех кто хотел быть депрограммированным. Как можно видеть депрограммирование - это просто их оружие. Они будут любого депрограммировать если вы заплатите за депрограмацию.

            Др. Харвей Сокс,теолог

            Хачвардская школа

Рассмотрение замечаний Его Преподобия Нормана Морхауза(Norman Moorhouse) из английской церкви: "Первое мое впечатление от посещения храма Харе Кришна: там прекрасно, царит любовная атмосфера. Служба в храме была интересной,это было счастье. Радость. И конечно танцы, которых нет в христианских церквях. На меня также произвело впечатление, что дети наслаждаются служением Богу и действительно следуют по этому пути. Там была пережита большая радость. Это заставило меня думать, что эта религия для всех. "Я читал разные книги Шрилы Прабхупады (с комментариями) и они мне очень помогли. Я также считаю, что воспевание Харе Кришна помогло мне молиться и медитировать. Некоторые христиане также используют это для проповеди. "Четки как один из основных атрибутов применяли романские католики, а также во многих церквях в Англии, многие русские ортодоксальные христиане воспевают имена сотни и тысячи раз каждый день. "В книге "Псалмы" предлагают восхвалять и воспевать имена Господа. Я помню как во время 2-ой мировой войны я был в Грессе на пасху и как прекрасно было слушать там людей, которые пели:" Христос воскрес." (Anestha) "Больше всего я читал сочинения Томаса Мертона. Он пишет,что многое из индийских традиций могло бы помочь понять цели религии. "Сегодня многим людям, которые без учителей изучают Библию, а также тем кто немного разумные и другим кажутся выполнимыми их высшие потребности.

             "Это древняя традиция, Иесус был вегетарианцем.Правда насколько это правильно я не знаю, но я могу точно сказать ,что баптист St. John был вегетариацем, а также некоторые другие из разных сект. "И конечно в качестве примера вспомним Даниэла из старого Тестамента, который жил как вегетарианец, отказался от мяса, от спиртного, хотя король Хебурегнизад (Heburegnezad) приказал своему управляющему давать все это ему когда он сидел в тюрьме. Т.о. христиане часто были склонны к вегетарианству. "Адам и Ева вначале жили простой жизнью, принимая в пищу то ,что пошлет Господь. Они не убивали животных в пищу. Мы все должны попытаться вернуться к такой жизни, чтобы употреблять в пищу зерно, овощи и пить молоко. "Я думаю, что Иисус Христос был гуру. Он говорил, что он выбрал путь, имел веру в вечную жизнь и что любой придет к Отцу ,но через него. Следуя этим путем он обращался ко всем как гуру к своим преданным ученикам. Мы должны выполнять внешние ритуалы, действовать в соответствии с формой и общепринятыми правилами. "Веды-писания хинду учат, что мы должны жить в любви и служить Богу. Я вполне уверен, что христиане могут применить эти принципы в жизни.

"Джон Плотт разработал учение, связывающее христианство и вайшнавизм, вайшнавское учение, особенно - учение и богослужение Рамануджа из St. Бонавентура. Георгий Парриндер написал: "Значение  "Бхагавад - гиты " для христианских богослужений ", а Вильям Бланчард написал диссертацию, озаглавленную  "Связь нового Евангелия и  "Бхагавад - гиты " ". Др. Диана Еск сравнивала движение бхакти с протестанской реформацией 16 века и возможно, что доктор Клаус Клостермаер (проф. религиозных наук, университет в Манитобе) написал то, что движение Харе Кришна на западе ближе к христианству, чем к современному хиндуизму, пока это  "неоведическое искусство " ближе к Назаренскому (Nazarene) искусству начала 19 столетия.

            Др. Клостермаер опубликовал большое количество академических статей и книг, включая его собственнную статью  "Хинду и христиане во Вриндаване ". Сегодня он - представитель департамента изучения религий в Университетах в Манитобе, в Канаде. Он отмечает, что подобно христианству вайшнавизм - это существующая религия с миллионами приверженцев. Это самое многочисленное общество в современном хиндуизме, с историей 1000 летней давности. Мы не говорим о некоторых маленьких сектах, а говорим об индуизме.

             "Первый момент для понимания ", - сказал Др. Клостермаер - "вайшнавизм распространен в Индии как христианство в западных странах. Он представляет традиционный индуизм и в него также входит все, что есть у хинду, например: поклонение Вишну, а потом Кришне сходно с поклонением Богу (у хинду) и также с иудейской традицией.

            Согласно доктору Клостермаеру, вайшнавы, подобно христианским братьям, по - разному относятся к Иисусу Христу. Некоторые вайшнавы рассматривают его как аватару, или как одно из божественных воплощений. Другие видят его как великого учителя моральных законов и этических принципов, святого чье духовное жертвоприношение - основной источник вдохновения для ума. Далее некоторые видят его как чудесного работника - душу йога. Существуют разные концепции  "Христос в сознании вайшнавов и христиан ". В Петерском вероисповедании Иесусу считается, что он - messiah, cын существующего Бога. Сейчас становится трудно следовать поведению хинду.

            Isvar ke putr - дети Бога - это наиболее общее представление хинду в Индии. В епископских писаниях и пуранах приводятся бесчисленные истории детей Бога - Брахмы, Вишну и Шивы, как рожденных сыновей царя и царицы. Эта идея - дети Бога, в отличии от западных, не дает представления об индивидуальности живых существ.

            Др. Клостермаер проводит параллели между христианством и вайшнавизмом: общие традиции, которые подчеркивают поклонение личности Бога. Также как в средние века сейчас в христианстве существует идея высшей личности и идея (Beghines) женщины - преданной, например в Германии. Они завидовали играм Бога - высшей личности, говоря откровенно у них было мышление подобно школьникам.

            В  "Пуранах", как и в "Библии", рассказывается о сотворении, об истории династий, о биографии святых, о моральных законах, человеческой мудрости, о первом сотворенном существе, о Navah - как о личности, о рождении чудо - спасителя всех людей. Это все описано, также приводятся комментарии.

            Др. Клостермаер сравнивает преданность богу, воспетую в песнях и переданную через изображение супружеских отношений Господа в "Гита-Говинде" Джайдевы. Он говорит, что христиане имитируют классическую литературу о преданном служении. Он отмечает, что St.John в  " Темной ночи для души " рассматривает христианскую версию viraho - вирахо - бхакти или любовь Бога в разных настроениях.

            Св. Тереза назвала временное уменьшение служения, виденья Бога -  "вираха - бхакти "  "великой заброшенностью ", а Мадали Гуян - "мистической смертью ". Это похоже на чувства сумашедшего и усиливают чувства любого преданного. Христианские мистики переживают этот уровень преданности Богу.

             "Но я думаю, что ты проведешь параллели в христианских и вайшнавских традициях и это может оказаться вполне приемлемым. Фактически если посмотреть достаточно долго и внимательно, вы можете обнаружить общие точки соприкасновения на всем пути, и даже много общего в кажущихся разногласиях, которые могут возникать в обоих религиозных теориях. Это видно в основных принципах этих религий. Основной ключ - практика. Вайшнавизм обнаруживается в христианском мистицизме и через это открывается много параллелей. Но опять - таки это трудно обобщить . Так как Джива Госвами не все описал ... о вайшнавах, а Бонавентура и Томас Адипас - многого не представили о верующих христианах.

             "Однако если вы говорите об оснойной духовной практике и идеалах, тогда если посмотреть на общины(христианские) видно, что эти две традиции имеют свои особенности. Эти особенности - в поклонении Богу путем следования регулирующим принципам, выполнения liturgical церемонии, в храмовом богослужении, подчинении чувств, самоконтроле, в любви к любому, в коллективном богослужении, медитации, молитвах. Это можно увидеть к примеру в некоторых ранних Franciscan orders - в их религиозных пениях и танцах. В общем есть некоторое отличие.

             "Там есть параллели для тех кто может их увидеть... в вайшнавском обществе. Это для тех кто благочестивы. Бонабентура был Franciscan . Т. о. я вижу подобие. Вы знаете, что Franciscans, были даже вегетарианцами - в большей части они спокойны. Я думаю, что основное что вы должны увидеть во всех духовных традициях - это чувство любви, искренности, сострадания, обязательности.

             "Все это можно обнаружить в ИСККОНе. Шрила Прабхупада установил регулирующие принципы - клятву для тех кто серьезно относится к жизни и хочет стать преданным: 1)не есть мясо, 2)не употреблять интонсикаций включая кофе и курение, 3)не участвовать в азартных играх, 4)запрещен внебрачный секс, секс - в браке для зачатия детей. Дополнительно к этим принципам Шрила Прабхупада назвал воспевание святых имен Бога на четках - 16 кругов(четки - как бусины). Это должно быть принято в христианских монастырских общинах.

            С теологической точки зрения все эти 4 регулирующих принципа - благоразумные. Западные религии также учат, что тело - есть храм Бога, прибежище для души, святилище и оно используется для Его прославления, а не для собственного наслаждения. Естествоиспытатели и религиозные консерваторы верят, что секс нужен, они осуждают fornication, гомосексуализм, расторжение брака и т. д. Азартные игры, наркотики, алкоголь и половая беснравственность мешают духовной жизни. Вегетарианство помогает управлять чувствами (также во время еды), в питании, этике, дает большую материальную энергию, изменяет окружающую обстановку и экономично. Общение с животными на основе западных духовных правил может привести к Дарохранительнице(Puthagoras). Так живут еврейские мистики, христианские святые и монастырские прислужники . В  "Библии " Бог говорил, что люди должны быть вегетарианцами. История  "Библии " начинается с(Genesis 1:29 - 31) и заканчивается (1 saiah 11:6 - 9) в вегетарианском рае, где об убийстве животных ничего не известно. Воспевание на четках - это общеизвестная форма молитв для хинду, буддистов, мусульман, романских католиков, восточных ортодоксальных христиан и т. д.

            Согласно доктору Басхаму:  "Старые типы миссионеров были вполне определенными, так индуизм занимался черной магией и это, конечно, было очень плохо.

            Некоторые христиане, особенно протестанты говорили о том чего не нужно делать, например: изображать богослужение и служить многим богам.

             "Католики всегда проявляли очень большое терпение к таким людям в этом деле. Хотя теоретически простой католик может быть монополистом, но в действительности будет молиться многим божествам, включая благословленную деву Марию и разных других святых, чаще в их физических изображениях.  "Но протестанские христиане основываются на том, что есть только один Бог, представленный в трех личностях и изображать богослужение является грехом. Это было ужасно делать для протестантов старомодного типа, но это было традицией для евреев, мусульман. Я думаю, что миссионеры очень сильно реагировали на политические и общественные стереотипы, были одержимы кастовыми предрассудками.

            Вайшнавы служат Господу Вишну - Высшему Творцу и в этом высший принцип хинду и не хотят служить разным собакам. Вайшнавы не могут считаться  "монополистами  ", иудаистами или проповедовать ислам в общепринятом смысле.

             "Господь Кришна пасет коров или Он - пастух и коровы считаются священными животными (молоко и молочные продукты используются для предложения Богу). Растение Туласи дорого Кришне и также считается священным. Вайшнавы должны служить ей, общаться с ней как с  "деви "(слугой бога) и  "махарани "(женой царя).

            Кроме этого проводится служение различным святым, духовному учителю и изображениям разных инкарнаций Бога, природа - одна из энергий Бога. Основной момент в вайшнавской вере - это понять, что Бог может распространить себя в бесчисленное множество форм, в то же время оставаясь единственным.  "Отделенные Боги " - понятие схожее с Trinity(Троица).

            Фактически Шрила Прабхупада даже сравнивал христианскую доктрину Троицы с вайшнавской 3 - х аспектов Бога: Бхагаван (Бог - всемогущий отец), Параматма(Бог внутри нас), Бог в нашем сердце, божественный наблюдатель и судья всех наших действий, и Брахман( "дух "otnipresent).

            Кроме этого, Вайшнавы как и христиане не являются пантеистами, скорее дуалисты(двойственность). Вайшнавская философия четко разделяет Параматму (Господь внутри нас) и дживатму (эго и сознание), Личность Бога и Его детей. Как и христиане, вайшнавы верят, что душа попадает в этот мир ( по милости ), он - преходящ и есть внутреннее отличие между телом и душой.

            Следуя библейской традиции, St. Augustine(Августин) проводит разграничение между земным и небесным, телом(плотью), влечением к телу и духовным, любовью в душе. Описывая серьезные трудности души в физическом теле в материальном мире, Августин подчеркивает: "И очень долгое время живое существо находится во временных телах, оно путешествует по разным планетам материального мира, оно имеет веру, но не имеет видения. Августин говорил, что душа " нуждается в божественном направлении (чтобы ее вел представитель Бога), которому живое существо может повиноваться с решимостью и по собственному желанию. Эти доктрины полностью согласуются с вайшнавской философией.

            Любой может видеть, что в ИСККОНе учителя строго соблюдают принципы чистоты, там поклоняются изображениям Божеств, служат святым личностям и разным Божествам, служат также Божествам в женских телах, воспевают на бусинах (на четках)молитвы, принимают, что секс предназначен для продолжения рода (procreation), принимают освященную(таинственную пищу) и используют святую воду и свечи, благовония и, наблюдается метафизический дуализм: душа и тело (небесное и земное), материальное и трансцендентное, основное внимание - другому миру(трансцендентному), там - вечное убежище(спасение), жизнь после смерти и вечная жизнь, вера в инкарнации Бога и поклонение Божествам в разных формах.

            По мнению многих вайшнавское учение более либерально и универсально, чем традиционное христианство. Кроме этого, оно широко распространенно, имеет более четкую концепцию жизни после смерти, там рассказывается о существовании души в телах всех живых существ, описанны миллионы миров и планет, которые постоянно создаются и разрушаются более биллионов лет, Господь имеет многочисленное число инкарнаций, пограничные экспансии и pluralities, время движется по кругу от земного рая к греху, деградации, tribulation ко дню суда, снова к раю, преданным позволяется жениться и женщины могут также становиться преданными.

            В полемике "Основа вайшнавской веры" христиане отмечают: вайшнавы знают, что человек не может служить Богу или познать Его с помощью собственных усилий. Как можно имея ограниченные способности охватить безграничное? Поэтому только Господь может открыть себя людям. Господь дает знание о Себе не посредством упорных усилий или ментальных спекуляций, а только по Его милости. Вайшнавские теории будующего разделяются на направления: 1 - ое - описывается действительность, где любой сражается чтобы уйти от смерти и 2 - ое - дея тельность, направленная на установление вечных отношений с Богом. Вайшнавы различают понятие карма(деятельность) и бхакти (преданность и установление отношений с Богом), благодаря беспричинной милости Бога каждый может заниматься самым главным - бхакти .  "Библия  " также проводит разделение " будьте стойкими, непоколебимыми, все время погружайтесь в преданное служение Богу, осознайте, что ваше служение Богу не является бесполезным.

            В обоих религиях подчеркивается, что развитие взаимоотношений с Господом в духовной жизни начинается после того как мы начинаем служить Богу. В соответствии с одним христианским трактатом "Христос дает возможность жить прекрасной жизнью в доме верующего как только он достигает зрелости.  " Доктрина Пауля хорошо перекликается с вайшнавской традицией: закон Мосеса касается земной и живой(плотской) материи, но тот кто направляется Господом (действует согласно указаниям Господа) уходит от материальных обязанностей.

            Согласно вайшнавской традиции у каждого есть определенные обязанности перед родителями, предками, обществом, человечеством и т. д. Имеются строгие правила и предписанные ритуалы, которым должны следовать: служить предкам, служить царю... Служить demigods(полубогам) и т. д. Большая часть писаний хинду описывает мирскую жизнь, там приводятся инструкции для ритуального убийства и проведения жертвоприношений животных, incantations, иструкции к магическим писаниям, по астрологии и т. д.

            Однако в писаниях также говорится, что тот кто служит внутри себя Богу является свободным и больше не обязан выполнять эти мирские обязанности. Также как все листья и ветки дерева удовлетворяются когда воду льют на корень дерева также удовлетворяются все боги и полубоги когда живое существо служит Верховному Господу. Тот кто идет по духовному пути тот не действует ради тела.

            В 1980году, в ИСККОНовском Всемирном обозрении приводится статья католического священика, где говорится, что благоприятно предлагать пищу изображениям инкарнаций Бога на алтаре. Это может быть в Торонто (Toronto). Священник сравнил данную церемонию с евхаристией.

            В  " Ведическом сельском обозрении  "Махавишну вспоминает, что Шрила Прабхупада однажды рекомендовал преданным проанализировать структуры и принципы Романской католической церкви для использования в ИСККОНе. С другой стороны, Яшоданандана дас рассказывает о беседе Шрилы Прабхупады с Томалом Кришной Госвами во Вриндаване, в 1977году. "Не направляйте мой ИСККОН к другим Гаудийа Матхам или в католические церкви ". - наставлял Шрила Прабхупада.  " Не беспокойтесь Шрила Прабхупада, мы выполним ", - отвечал Томал Кришна Госвами. (Ведические сельские новости 14 сент. 1990, стр17 - 20).

            Жить активно для преданного - значит служить всему человечеству, это не означает что только следовать правилам и добросовестно соблюдать принципы чистоты и сторогости, но как учит Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - это желание любить и служитьвозможно для всех.

             "... если вы хотите быть семейным человеком, если вы хотите посвятить служению 24 часа ежедневно, нужно ежедневно зарабатывать деньги и использовать их для распространения сознания Кришны ... если не хотите зарабатывать, тогда используйте ваш интеллект. Имеется так много интеллектуальной работы: опубликование, исследование и т. д. Если вы не можете делать этого, тогда используйте язык чтобы говорить людям о Кришне. Где еще столько возможностей? Вы можете служить Кришне любым способом если вы хотите служить.

            С 1980 года стали появляться полузависимые храмовые прихожане. В 1980 году вышла брошюра  "Сознание Кришны дома.  " Махатма дас делает вывод: " Великолепие сознания Кришны в том, что мы можем делать столько сколько можем. Равинда Сварупа дас известен как один из лидеров ИСККОНосвских реформ. (как один из тех кто вносит реформы в ИСККОН). На 31 странице выпускается журнал движения Харе Кришна, там обьясняется как выполнять преданное служение.

             "Комментируя 12 главу  "Бхагавад - гиты "Шрила Прабхупада делает ясный вывод, что в движении Харе Кришна в принципе выделяются 3 группы людей. Кришна говорит:  "Предайся Мне. Вначале нужно предаться Кришне ". Далее Кришна говорит: "Если вы не можете делать этого следуйте регулирующим принципам преданного служения. И в комментариях Шрила Прабхупада обьясняет, что это означает:вставать рано утром, принимать омовение, идти на утреннюю программу и выполнять указания духовного учителя. Те кто выполняет это, они переходят во вторую группу.

            Затем Кришна говорит: " Если вы не можете делать этого, тогда трудитесь для Меня. Шрила Прабхупада говорил, что это означает вы по крайней мере должны способствовать распространению сознания Кришны. Любой организации требуется земля, деньги, работники и вы можете помочь в этом. Те кто выполняет это относится к третьей группе.

             "Эти три группы людей составляют движение Харе Кришна. Т. о. ничего общего не имеют с этим движением те люди, которые не следуют регулирующим принципам. Проблема состоит в том, что иногда люди берут обязательства следовать принципам 2 - ой группы и потом понимают, что они не способны делать этого.

            Др. Клостермаер отмечает, что  "медитация и молитвы очень важны в христианской традиции, по крайной мере для основных сект и монашеских групп ". В Philohalia в части, рекомендованной Pilgrim вы обнаружите, что...  " Иесус Прауер, который может быть не известен большинству христиан сегодня, был очень сильным в то время.

             "Т.о. люди знают о силе святого имени и важности сосредоточения на мантре... Но еще более важно быть с преданными... Идея  "Логос " или  "мира " была разработана теологами, это означает связь с природой Иесуса и природой Бога."

            Др. Клостермаер сравнивает поклонение Богу в двойственной форме как поклонение Радха Кришна в Вайшнавской традиции с христианской trinitarion концепцией Бога. Внутренние божественные отношения между Отцом, сыном и святым духом являются основными любовнопроникновенными отношениями, которые раскрывают духовные связи. Западная теологическая концепция любви Радхи и Кришны может быть лучше понята через trinitorion теологию.

            Для христиан Троица представляет глубину тайны веры ... Аналогично, отношения между Радхой и Кришной нельзя понять проведя аналогию с романтической любовной поэзией или поздним средневековым марианским преданным служением, как это делают некоторые писатели. Это глубокая тейна и нет земных аналогов, которые откроют эту тайну.

            Садхиндра Чандра Чакраварти, в его книге 1969 года  "Философские основы Бенгальского Вайшнавизма  " отмечает сходство между Вайшнавизмом и христианством в смысле любовных отношений с Личностью Бога.

            Подобно бенгальскому Вайшнавизму в христианстве трансцендентные отношения представленны 5 формами отношений - расами. Для всего периода истории христианства умиротворение соответствует отношениям шанта - бхакти в бенгальском вайшнавизме. Изображение Марии, сестры Марты у лотосных стоп Иесуса является подходящей иллюстрацией этого типа религиозных переживаний.

             "Вторая стадия (раса) называется дасья, она характеризуется отношениями в подчинении или слуги. Существует его аналог - преданность Пауля, bondslave Христа. Пауль отмечал, что постоянно благочестивоблагоговейное настроение выражается словами преданности в сердце в терминах слуги. Однажды когда ученики омывали его стопы Иесус сказал: "Я - ваш слуга ". Этим действием Иесус показал отношение к слуге в аспекте преданности.

            Раса (стадия) сакхйа имеет свой аналог в отношениях между Иесусом и его преданными, его собственные слова: "Я называл вас слугами... но сейчас я называю вас друзьями."

            Согласно терминологии преданных отношения между преданными и детьми являются основными для христианства. Согласно христианской вере, Бог является вечным Отцом и все мы его дети.

             "Однако в бенгальском вайшнавизме ватсалья раса(стадия) означает родительские чувства к Господу(вкус родительских отношений ). Это сравнивается с Ново - Троицким изображением мудреца и детей Христа... . Мадхурйа раса(стадия) бхакти сравнивается с мистической практикой в средневековых монастырях. Романских католических монахинь обучали считать себя, свою душу - невестами Христа. В протестанской церковной школе также есть невесты Христа. Многие христиане подтверждают, что имеется подобие и различие в обоих религиях. В начале 20 столетия христианский теолог Рудольф Отто называл вайшнавизм  "индийской религией милости " (см.  "Обратно к Богу ",  "Могут религии конкурировать? "Гарудда даса). В декабре 1982года в выпуске  "Обратно к Богу " Timothy A James of Mt. Sterling, Kentusky в статье сделал вывод: "Я встретил многих преданных Кришны, которые выдавали себя за христиан. Приятно узнать, что вы ведете многих сбившихся с пути из - за легкомысленных определений Христа и христианства. Это просто ваша напрасная попытка поддерживать ваше так называемое требование несектанства.  "Я изучал философию сознания Кришны и писания вайшнавов о бхакти. Это скорее всего некоторое замечательное подобие христианства, но вайшнавизм - это хинду, т. о. вы принимаете хиндуизм - по крайней мере большую часть. Если вы сможете не обманывать себя, тогда вы может быть перестанете обманывать других.  "

            Вайшнавов, конечно, нельзя заставить быть евреями, христианами или мусульманами. Однако в целях проповеди обсуждение основных положений  " Евангеля " является вполне приемлемым и это можно делать чтобы найти аналогии с другими верами. 1 Даже вайшнавская теория инкарнации не очень отличается от христианской концепции души и загробной жизни(жизни после смерти). Первая книга "Библия  "описывает человека как физическое существо, которое образовалось из пыли, в нее вошло божественное  "дыхание жизни ". Однако писания New Testament описывают индивидуальность как духовный храм(обличье - spirit clothed) во временном теле из плоти и крови. New Testament делает четкое различие между телесным и духовным.  "Духовное - это то, что дает телу жизнь ", - учил Иесус "плоть не приносит пользы (John 6:63). Пауль говорил, что Иесус имел душу и духовное тело( тело, которое является его собственным духовным я). Пауль учил, что ? когда душа оставляет тело(тело умирает), сознание (душа) может быть не очень чистым, это просто тюрьма для греха и плоти. Собратья скорее помогают на духовном уровне, чем на материальном.

            Так называемые свободные собратья говорят, что не следует злоупотреблять свободой для удовлетворения греховных желаний. Если они встали на духовный путь они не должны иметь желание удовлетворять плоть. Желания духовные и желания плоти - противоположны друг другу.

            Очевидно, что деятельность ради плоти - беснравственна, нечиста, является идолопоклоничеством, это волшебный спектакль, враждебна, strife, эавистлива, приводит к раздражению, гневу, войне, эгоизму, разногласиям, фракциям, зависти, приводит к раздражению, гневу, войне, эгоизму, разногласиям, фракциям, зависти, пьянству и попойкам. Тот кто практикует это не вернется в царство Бога. Но духовные плоды - это любовь, радость, мир, терпение, доброта, великодушие, верность, мягкость и самоконтроль. Разве те кто в страхе и гневе распяли Христа живут духовно и направляются духом?

            Находиться на телесно - ментальной позиции - ужасно, но те кто находятся под контролем духа поднимаются над их низкой телесной природой. Пауль относился к зависти, strive и разделению среди братьев как к плотскому (телесному) или не духовному. Он также различал духовное(преданное) и телесное служение личности.

            Царство Бога - не материально, оно - духовно.  " Братья, я это утверждаю потому, что тел и крови нет в царстве Бога, также нет телесной наследственности(imperishable).

            Вместо тленного нужно обратиться к нетленному(imperishability) и вместо временного должны обратиться к вечному. Согласно Паулю тело подобно куску глины. Хотя тело умирает, но внутри происходит постоянное развитие духовной жизни. Материальная жизнь и тело, в котором находится душавременны, тогда как желание, настроение, дух преданности присутствуют в вечном духовном теле. Душа находиться внутри материального( плотского) тела. Если отождествляют ее с телом тогда забывают о Боге.

            Пауль приводит пример из своей собственной жизни чтобы понять различие между самим Христом и тем, что осталось в теле, это для иллюстрации того, что каждый имеет духовную природу, которая отличается от физического тела. Он просит своих последователей обратиться к духовному, не земному и установить связь этого с земной природой.

            После этого многие собратья устремляются к удовлетворению телесных желаний и следуют к их низкой природе. Чувства ведут в пропасть, если ум фиксируется на земных вещах. Пауль говорит, что для преданных истинный дом - духовный мир и они желают обрести духовные тела.

            Новый Testament учит, что те кто хотят стать детьми Бога через Христа должны будут получить духовное рождение, чтобы действовать не для плоти и крови, а для трансцендентного Бога. В этом основное отличие физического и духовного рождений.

            Иесус делает различие между  "земным и духовным ". Иесус говорил, что он пришел из духовного мира и ни он, ни его ученики не были из этого мира. Его ученик John повторял его послание собратьям.

            Собратья пережили духовное возрождение, от тленного перешли к нетленному(imperishable) с помощью имени Бога. Тело сгниет, но имя Бога - вечно. Никто не должен любить этот мир и находиться в нем. Если сделать так тогда любой откроет себя навстречу любви к Богу потому, что крестные муки, страсти в этом мире - проходят, они временны. Этот мирдемонический, этот действительный мир - пагубный, полон зла и чистая религия означает защитить себя от этого мира.

            Собратьям даются  "великие и драгоценные обещанные благославления так, чтобы они могли действовать в божественной природе(сознании), избегая отклонений из - за страсти .  "Те кто любит жизнь - погибнут(заблудятся) "учил Иесус  " и те кто не любит жизнь в этом мире будут сохранены для вечной жизни... . Какая польза человеку в том, чтобы завоевать весь мир, но потерять собственную душу?

            Т. о. Иесус учил своих последователей стараться высоко ценить вечное, а не заниматься временными материальными богатствами. Он требовал самопожертвования и отречения от земных владений, семьи, обязанностей.

            Иесус никогда не интересовался деньгами и собственностью. Он учил, что жизнь дана для более высокого, чем накопление материальных богатств. Он осуждал тех кто копил сокровища, богатства для себя, такие не обращаются к Богу.

            Иесус проявлял заботу к материалистам. Очень трудно вернуться в царство Бога тем кто привязан к материальному богатству.

            В  "Евангилие " обращение к Луке Иесус говорит: "В царство Бога нельзя прийти и посмотреть его, нельзя им сказать: "Смотрите это оно или это тут. Нет, царство Бога - внутри нас ". Другой переводчик читает: "Царство Бога внутри тебя ". В данном случае эти мнения указывают на то, что царство Бога - не земное и не материальное. В 4-ом  "Евангелии" Иесус ясно говорит Пилату:  "Мое царство - не в этом мире."

            Однако Иисус также говорит своим ученикам: "В доме моего отца очень много домов, если вы не были там, я вам расскажу. Я пришел чтобы забрать вас.  " Пауль рассказывал: "Уйти так далеко за три ? мира или из тела, я не знаю.  "

            На вопрос о жизни после смерти, Пауль отвечал так, что Бог вознаграждает каждого индивидуально согласно его действиям. Каждый пожинает то, что посеял. Некоторые души запутываются в гнилых телах и крови, в то время как другие обращаются к духу. Те кто обращается к своей собственной плоти, будут пожинать крушение его плоти, но те кто обращается к духовному - будут жить духовной жизнью. Согласно Паулю зерно духовности определяет особый вид тела.

             "Бог дает тело в соответствии с его планами " - обьясняет Пауль  "и каждому кажется, что его тело - особое.  " Все тела отличаются, один вид - человеческий, другой - животное, птицы и рыбы. Далее Пауль отмечает разницу между земным или физическим телом и небесным или духовным. Имеются небесные и земные тела, лучезарное небесное - это один вид и второй - земной.

            Далее Пауль учит, что воскрешение не превращает (reassembling) в пыль живые существа, скорее дух переходит в новое тело, духовная частица обретает новое тело, так продолжается ее существование.

            В письмах Пауль подчеркивает, что душа отличается от тела, душа покрывается новым телом, и вечная природа души и ее отношения с Богом отражаются во временной телесной природе и в материальном мире. Все эти концепции входят в теорию реинкарнации .

            Господь говорит пророку Jeremiah: " После того как я образовал ? thee in belly я узнал thee и после thou camest далее из чрева, я освятил thee и я посвятил thee в сон пророка нации. В молитвах Иесус воспевает об его вечных отношениях с Богом, их любовные отношения существовали еще до образования мира. Пауль пишет римлянам и Ephesians, что Бог знал преданных и был благосклонен к ним еще до образования мира.

            Во втором столетии христианский учитель, Джастин Мартур(Justin Martyr ) в его  "Диалоге  " с Трупхо(Trypho) отмечает, что душа во время пребывания в земных условиях находится в нескольких телах. Он даже подчеркивает, что человек который руководствуется телесной, чувственной жизнью и т. о. лишает себя возможности служить Господу может родиться животным.

            Ранние христиане, которые дают знание о душе еще до сотворения мира называются  "до возрождения ". (Милосердный )Clement из Александрии с радостью подчеркивал, что его называют "metensomatosis ".  "... Мы существуем с самого начала ", - писал Клемент в своих  "Stromata " -  " до начала был логос(мир)(Logos). Потом логос проявил жалость в мыслях, он жалел нас с самого начала ". Этот факт, что Тертулиан(Tertullian), один из первых латинских отцов в христианской церкви, яростно нападал на все писания и школы по интерпритации реинкарнации, указывает о широком влиянии таких взглядов на христиан.

            Оригeн(Origen) отмечает, что различные типы живых существ в мире находятся на разных ступенях совершенства. Все дети Бога были созданны свободными и равными, но примем их настоящее положение  "как награду или наказание за их действия когда они пользовались своей свободой воли.  " Поэтому в соответствии с их уровнем они получают тела людей или животных(virational). Ориген учит, что т. к. душа наделена свободой воли, можно всегда полностью вручить себя полностью Господу. Т. о. необходимо трансцендентное вручение. Божественная милость распространяется свободно, но душа должна сама обратиться к Господу, чтобы Он принял ее. Таким путем каждый может установить взаимные отношения с Богом. В писаниях 3 столетия Ориген обьясняет: "некоторые склонны ко злу, некоторые души приходят в тела, вначале в мужские, затем после общения с неразумными страстными существами, после того как таким образом стремительно пролетит их жизнь, они переходят в тела животных, потом опускаются до... уровня растений. Потом они вновь поднимаются из этого положения и возвращаются в небесную обитель(De Principlies Book 3, c5 ).

            Согласно Оригену Бог вначале послал Христа, чтобы он вел к спасению все души, это настолько универсально, что даже демоны должны быть спасены. Чистые души вернуться домой, это нетрудно, они будут полностью освобожденны.

            Др. Геддес Макредор(Geddes Macredor) профессор философии и религий и автор более 12 книг убежден, что реинкарнация совместима с христианской верой.

            Согласно др. Масгрегору (Macgregor): " Реинкарнация это конечно один из видов циклового движения. Некоторые христианские теологи придавали этому большое значение, однако мы сейчас наблюдаем цикловое движение некоторых тел даже в великолепных формах.

            Так называемый Athanasian Greed утверждает, что все люди будут возвышаться в их телах ... и (counsil) завладеют Латеранами (Lateran)... утверждают, что все будут возвышаться в своих собственных телах.

             "St. Томас Акьюинас (Thomas Aquinas) считает, что живые существа, которые возвышаются должны иметь чувства, такие как земные, но с другой стороны нужно говорить не воскрес, а перешел в новое тело... такое великое латинское учение не кажется подходящим Паулю для New Testament потому, что тела должны быть нового порядка, не такие как земные. Любопытные представления перехода материальных частиц в тела не одобряются Паулем.  "

            Оба - Ориген и Клемент(Origen, Chement) из Александрии - говорили о промежуточной стадии, считая ее одним из наказаний, обучением и очищением . Амброуз, учитель Августин учит, что ушедшие души ожидают конца света в смысле  "убежища ", которое отличается от земного, Августин учит, что души людей немедленно подготавливаются к смерти, некоторые идут в чистые убежища. Со времени Томаса Адинаиса, учение о чистилище как о месте наказаний, которое не подходит для небесного жития было вполне приемлемым.

            Качерайн Геноа говорит, что когда кто - то имеет желание он немедленно преодолевает то, что мешает ему полностью услаждать Господа и поэтому каждый подвергает себя процессу очищения. Душа желает постоянно быть с Господом, теологи называют это прекрасным духовным видением. Во время этого очищения душа страдает, через боль раскрываются и уходят препятствия на пути прогресса к Богу. Такая теория совместима с реинкарнацией.

 

 

 

 

 

 

 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy