Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи
Контакты


Все материалы arrow Разделы arrow О принципе Инь-Ян.
О принципе Инь-Ян. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
21.04.2009
Принцип единения противоположностей, как фундаментальный принцип мироустройства, проходит основной линией во многих философских школах. Учение о двух началах, лежащих в основе всего сущего, идет от Анаксимандра Милетского, Парменида и Гераклита. Анаксимандр Милетский считал, что в основе мира лежит апейрон, вмещающий противоположности по типу светлого и темного, теплого и холодного.  Чувственный мир Парменид трактовал как смешение противоположных начал – огня и земли, светлого и темного, горячего и холодного. По Гераклиту: "вечное становление" возможно как единство противоположностей. Пифагор также считал, что мир состоит из противоположностей. Согласно воззрениям Пифагора то, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, - есть гармония. У пифагорейцев гармония - есть согласие противоположностей и выступает как единство мужского и женского начал. Они считали, что гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. По Платону: истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. У Платона "третье есть единство обоих". Идея единства противоположностей развивалась в 15 – 16 веках Николаем Кузанским и Дж. Бруно. При этом противоположности ими рассматривались не антагонистичными, а взаимодополнительными, то есть комплементарными. Дальнейшее развитие этот принцип мироустройства получил у Гегеля – у него связь противоположностей и единого есть фундаментальная характеристика развития. Всякий процесс развития Гегель связывал с триадой: тезис – антитезис – синтез. Триада была предметом теоретического исследования еще у Платона. Плотин продолжил учение Платона о триаде. У Гегеля триада становится основным диалектическим принципом развития. Триада Гегеля схематично представлена на рисунке.

Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном природном или социальном явлении следует искать тезис, антитезис и синтез. Важнейший признак триады Гегеля – это ее элементарность, а значит фундаментальность.

2. Символ великого предела Тай Цзи и триада Гегеля.

Символ Великого Предела Тай Цзи объединяет две противоположных, взаимодополняющих категории Инь и Ян в единое целое. Эта монада является дуальной. Считается, что этот символ отражает фундаментальный принцип мироустройства. Он отображает гармоническое единение противоположностей по типу темного и светлого, мужского и женского, (+) и (–). Основными признаками этого символа являются бинарность и зеркальная симметрия. Инь и Ян выражают идею универсального дуализма мира. Это два начала, выступающие всегда в парном сочетании. Этот символ воспринимается как эстетически совершенный образ.

Сравнивая графические изображения символа Тай Цзи и триады Гегеля, находим в них много общего. В первую очередь бросается в глаза симметрия, свойственная символу Тай Цзи и графическому изображению Триады Гегеля. Еще больше проявляется сходство в том, что в них выразительно представлено единство двух противоположных начал. Симметрия темного и светлого в символе Тай Цзи отображает противоположности по типу тезис-антитезис. Объединение Инь и Ян в круговой символ Тай Цзи есть то третье, чему аналогом выступает синтез в триаде Гегеля. В символе Тай Цзи, как и в триаде Гегеля, переплетены тройственность и парность.

Рассматривая в одном контексте триаду Гегеля и символ Тай Цзи, легко узнать в Инь и Ян тезис и антитезис, а в их объединении, в самом символе Тай Цзи, – гегелевский синтез.

Такое большое сходство символа Великого Предела Тай Цзи и триады Гегеля не случайно. Эти символы имеют одинаковые смысловые истоки и отражают фундаментальный принцип мироустройства. Таким образом, символика ИНЬ-ЯН показывает, что новое качество возникает при взаимодействии двух противоположностей по типу мужского и женского, тезиса и антитезиса. Развитие – как необратимый, направленный, закономерный процесс и сами участники процесса развития – противоположности, все это в образной форме присутствует как в символе Тай Цзи, так и в триаде Гегеля.

Многие ученые считают, что число "три" играет удивительную и таинственную роль в истории человеческой культуры. Практически у всех народов мира этому числу придается особое значение. Многие мыслители, например, Платон, Чжу–Си, Гегель, указывали на то, что за троичностью скрывается бинарность, что троичность и бинарность неразрывно связаны. В этом нетрудно убедиться, рассматривая графические начертания символа Тай Цзи и гегелевскую триаду. Символ Великого Предела Тай Цзи и триада Гегеля показывают, что в недрах тройственности скрыта фундаментальная бинарность, основанная на единении двух противоположностей. При этом третье не является самостоятельным и независимым, а есть результат взаимодействия двух первичных сущностей по типу мужское – женское, ИНЬ–ЯН, электрон–позитрон, плюс–минус, левое–правое, электричество–магнетизм, тезис–антитезис. Третье, выступая в качестве синтеза, вбирает в себя противоположности и представляет собой единство противоположностей. Графическое начертание триад внешне воспринимается тройкой, но содержание, представленное графикой, это есть одна фундаментальная ячейка, отображающая развитие, где есть участники процесса – пара противоположностей и результат процесса развития – синтез противоположностей. Триада отображает одну фундаментальную ячейку развития, поэтому к ней в полной мере подходит формулировка – "троица во единице". В фундаментальной триаде нельзя считать до трех, к ней неприменимы правила арифметики. В этом состоит сложность понимания триад, в этом вся кажущаяся их парадоксальность и вся таинственность логики троичности.

 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy