Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи


Все материалы arrow Разделы arrow Практика arrow Часть 2.Об предсказаниях Пушкина.
Часть 2.Об предсказаниях Пушкина. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
20.04.2009
«…И между тем она героя
Дразнила страшным языком.
Руслан, досаду в сердце кроя,
Грозит ей молча копием,
Трясет его рукой свободной,
И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык» На данном этапе поражение головы символизирует падение первой династии и начало новой эпохи. Но значение головы вообще – более расширенное. Её судьба будет тесно связана с мечом вплоть до окончательной смерти как минимум в трех точках – концах трех династий.

Далее следует рассказ головы, и начинается он удивительно, даже странно:

«Ты вразумил меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой…»

По сюжету, в чём может быть голова виновата перед Русланом? Но она кается! Как нам известно, перед избранием нового царя Михаила Романова состоялось небывалое всеобщее покаяние народа с молитвами и богослужениями. Это очень значительное событие, случившееся лишь однажды в Российской истории. Определим, чем же особенным ознаменовался конец головы. Главное, что под ней находится меч, которым Руслан впоследствии одержит все свои победы. Этот меч символизирует действие сплоченных народных масс за свою свободу. И появился он именно после падения первой династии. Но взял ли его Руслан тогда, в 17-м веке, вот вопрос.

Вторая династия.

После битвы с головой Руслан продолжает свой долгий и трудный путь. Период правления второй династии – Романовых отмечен очень чётко, хотя и не так подробно:

«…И дни бегут; желтеют нивы…
Руслан
Свой путь отважно продолжает
На дальный север; с каждым днем
Преграды новые встречает:
То бьется он с богатырем,
То с ведьмою, то с великаном…»

То есть опять проходит тот же цикл преград – богатырь, ведьма, великан. Вспомним – ведь и голова когда-то была великаном. Рогдай – богатырь, а Наина – ведьма. Все повторяется снова, столица передвигается в это время на север, остается та же правящая монархическая система – такие же, глухие к народу, жестокосердные цари и императоры, бунты и восстания, гнёт государства. Но силы нашего воина не иссякают и соблазны не берут его. Почему?

«То лунной ночью видит он,
Как будто сквозь волшебный сон,
Окружены седым туманом,
Русалки, тихо на ветвях
Качаясь, витязя младого
С улыбкой хитрой на устах
Манят, не говоря ни слова...
Но, тайным промыслом храним,
Бесстрашный витязь невредим;
В его душе желанье дремлет,
Он их не видит, им не внемлет,
Одна Людмила всюду с ним».

Тайный промысел вещего старца не дает Руслану сбиться с дороги. А пока текут столетья эпохи Романовых, ситуация с Русланом остаётся практически неизменна – сквозь многочисленные преграды он пробивается к Людмиле, мечтая только о ней.

Третья династия.
Следующим препятствием Руслана будет Черномор, который означает третью, самую мрачную эпоху российской государственности – Советскую власть. Это нисколько не противоречит тому, что при похищении Людмилы Черномор был понятием более общим и означал дух государственности, являющийся преобладающим почти при любых правительствах. Основная характеристика этого духа – это потребительское отношение к народу и земле, укрепление государства ради одного лишь государства, а не основной массы его жителей, и самое главное – подавление свободомыслия, препятствование преобразованию этого государства в нравственно чистую инстанцию, имеющей функцию обслуживания народа. Разумеется, это явление не только российское, но и всеобщее. Этот дух стал необходим и зародился для защиты от внешних врагов, но потребовал за это больших жертв. А вкусив их, потребовал ещё больших.

Но во времена Советской власти дух государственности обрёл небывалую силу. Дошло до того, что он приобрёл сонмы и сонмы ДОБРОВОЛЬНЫХ ЖЕРТВ. Этой преданности и самоотреченного собачьего служения государству за вываренную кость не смогли добиться ни князья, ни цари, ни императоры. Так в чём же была его сила? В БОРОДЕ!

«…Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою…».

Повторим последнюю строку и поразимся абсолютной точности этого выстрела. Родоначальником коммунистического учения, считается Карл Маркс с его великолепной растительностью. Но даже если бы не было этих слов в поэме. Мы стараемся смотреть не на отдельные совпадения, а на главную суть. Трижды в поэме указывается на то, что сила карлы заключается в бороде: в разговоре Черномора с Наиной, в рассказе головы и в напутствии Финна к Руслану. И бородой этой выступает коммунистическая идеология. Всем кто родился в Советском союзе, пережил его крушение и предшествующее ему разрушение веры в коммунистическую доктрину, понятны эти строки:

«…Противник слабый мне не страшен;
Узнай чудесный жребий мой:
Сей благодатной бородой
Недаром Черномор украшен.
Доколь власов ее седых
Враждебный меч не перерубит,
Никто из витязей лихих,
Никто из смертных не погубит
Малейших замыслов моих…».

Да, всегда были люди, и их было не мало, которые видели, что за этой силищей стоит груда седых волос, в которой сам карла порою путается. Но масса основного населения, а главное, правящая кучка, носящая эту бороду и несущая эту идеологию не могла представить, что когда-либо останется без бороды. А смена партийных руководителей отражается в активности действий Черномора. Порою он успокаивается в поисках Людмилы. А порой, ущемлённый её недоступностью, карлик одержим желанием найти её и обладать ей:

«Сюда, невольники, бегите!
Сюда, надеюсь я на вас!
Сейчас Людмилу мне сыщите!
Скорее, слышите ль? сейчас!
Не то — шутите вы со мною —
Всех удавлю вас бородою!».

И ещё:

«…Рабы влюбленного злодея,
И день и ночь, сидеть не смея,
Меж тем по замку, по садам
Прелестной пленницы искали»…

Какой отчётливый образ. Мы явственно видим главного выразителя Черномора – уродливого, рябого, сухорукого и шестипалого Сталина, неутомимого в преследованиях народной души, приказывающего своим рабам: «ищите!». И они ищут « и день и ночь сидеть не смея». И всё, что отмечено дыханием Людмилы – любой ясный творческий всплеск, свободная и яркая мысль – всё, что в этом саду исходит не от Черномора, а от Людмилы, преследуется. А самих этих рабов-невольников, сколько было во время чисток удавлено бородою? Этой же бородою, которую они так гордо несут.

«…Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет…»

А теперь уместно вспомнить о том, как начиналась третья династия.

Предсказание головы.
Рассказ головы, также как и рассказ финна, выступая отдельной историей в поэме, также будет, несомненно, пророчеством в пророчестве. Причем очень важным. Предсказание финна начинается с 1918 года, а значительнейшие события начала 20-го века, включая 1917 год, остаются неосвещенными. А ведь это переломные годы в жизни нашей страны.

Истории финна и головы не просто излагаются, а рассказаны именно Руслану и с определенной целью – предупредить его. Они повествуют о двух главных врагах героя, финн – о Наине, голова – о Черноморе, и готовят его ко встрече с ними. Теперь, когда понятно, кто таков коварный карла, узнаем историю его прихода к власти. При этом помним, что великан (именно великан, а еще не голова) символизирует вторую династию.

«…И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел;

Счастлив, когда бы не имел
Соперником меньшого брата!
Мой дивный рост от юных дней
Не мог он без досады видеть
И стал за то в душе своей
Меня, жестокий, ненавидеть.»

Рост у великана, действительно, был немалый. До 1906 года формально верховная власть в России всецело и безраздельно принадлежала императору – «монарху самодержавному и неограниченному». Но к этому времени оппозиционное движение в стране достигло такого размаха, что привело к сильнейшему политическому кризису, а затем к революции 1905-1907 гг. Непрекращающиеся рабочие стачки, крестьянские выступления с погромами свидетельствовали о растущем недовольстве существующим строем. А главное, растут и развиваются партии – противники самодержавия. Самая активная из них – РСДРП. Ненависть юного карлы так велика, что в 1914 году начавшаяся война не остановила революционную и провокационную деятельность РСДРП, тогда как другие партии на время всеобщей беды решили объединить усилия с властями.

«…Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес — и зол ужасно.»

А в этот период великан был особенно недалек в плане государственного ума. Вспомним последнего царя. Все, что выходило за границы семьи и придворной жизни, слабо доходило до него. Он и понятия не имел о каком-то там волшебном мече, народном единстве, и вообще о народе, его состоянии, настроениях, нуждах, не мог объективно оценить сложившуюся обстановку.

Зато карла знал о мече. И очень хотел им завладеть, заодно и брата погубить. И он подговаривает великана раздобыть страшное для них оружие:

«…Я разобрал во тьме волшебной,
Что волею судьбы враждебной
Сей меч известен будет нам;
Что нас он обоих погубит:
Мне бороду мою отрубит,
Тебе главу; суди же сам,
Сколь важно нам приобретенье
Сего созданья злых духов!»

Великан отправляется за мечом, не подозревая, чем это ему грозит и без особых усилий достает его. То есть царь, спровоцированный революционной обстановкой, вынужден был предоставить некоторую выборную свободу: расширить избирательные права, учредить в 1906 году Государственную думу.

«…Но нет! судьба того хотела:
Меж нами ссора закипела —
И было, признаюсь, о чем!
Вопрос: кому владеть мечом?»

И ссора имела трагичный исход для великана. Сейчас можно долго спорить о том, что было бы, если Николай вел себя иначе, как развивалась бы тогда Россия, да и не только она, но и, допустим, страны соцлагеря. Совершенно неясно, был ли возможен для Российской Империи европейский путь, или случившееся с нами – неизбежность. Удивительно только то, что Пушкин предрекает именно такой ход событий за 100 лет до них.

«…Я сдуру также растянулся;
Лежу, не слышу ничего,
Смекая: обману его!
Но сам жестоко обманулся…»

Не с такой смекалкой соперничать с Черномором, которого тогда представлял большого ума человек, хитрюга и конспиратор. Когда в феврале 1917-го царь опомнился и создал карательный отряд для подавления беспорядков, было уже поздно.

«…Подкрался сзади, размахнулся;
Как вихорь свистнул острый меч,
И прежде, чем я оглянулся,
Уж голова слетела с плеч…»

Так закончило своё существование царское самодержавие. Но голова остается, и самодержавная форма правления остается:

«…И сверхъестественная сила
В ней жизни дух остановила…»

Там, где упоминается меч, всегда налицо небывалое народное единение. И 1917 год – именно такой редкий случай. Воспоминания современников об ощущениях после Февральской революции пестреют словами: «свобода», «небывалое чувство братства», «восторженные мечты о прекрасном будущем». На улицах незнакомые люди разных сословий с сияющими лицами обнимались и поздравляли друг друга. Но надежды были обмануты. Не забываем, что Руслан меча еще и не коснулся, у народа никто ничего не спросил, за его волю выдавался новый диктат. Меч больше не нужен Черномору, а только власть и собственная безопасность. Неожиданно удавшийся Октябрьский переворот 1917 года и последующий захват управления страной единственной партией, которая впоследствии искоренила все другие, соответствует тому, что карла прячет меч. Ведь он уже опасен для его бороды. И прячет именно под головой, гарантирующей удобную Черномору, безальтернативную форму управления. И только когда эта неподвижная громада рухнет, Руслан схватит меч. Не раньше, чем рассказ головы, законченный 1917 годом, продолжится естественным образом, т.е. по полю, усеянному костями несостоявшихся победителей, придет герой.

А пока Черномор переносит голову – большевики переносят столицу и управление страной в Москву. Скорбная участь костей великана сбывается практически буквально:

«…Мой остов тернием оброс;
Вдали, в стране, людьми забвенной,
Истлел мой прах непогребенный…»

Что соответствует тайному захоронению останков расстрелянной царской семьи на месте совершенного преступления. Невозможно не обратить внимание на точность характеристики этого места: «там, за восточными горами» – одни у нас восточные горы, Уральские; «роковой подвал» – печально известный подвал Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

К печальным событиям третьей эпохи государственности можно отнести еще одно знаковое явление, сон Людмилы.

Сон Людмилы.
Жестокой страстью уязвленный,
Досадой, злобой омраченный,
Колдун решился наконец
Поймать Людмилу непременно


…княжна Вдруг слышит — кличут: «Милый друг!»
И видит верного Руслана.
Его черты, походка, стан;
Но бледен он, в очах туман,
И на бедре живая рана —
В ней сердце дрогнуло. «Руслан!
Руслан!.. он точно!» И стрелою
К супругу пленница летит,
Уже достигла, обняла:
О ужас... призрак исчезает!
Княжна в сетях; с ее чела
На землю шапка упадает.
Хладея, слышит грозный крик:
«Она моя!» — и в тот же миг
Зрит колдуна перед очами.
Раздался девы жалкий стон,
Падет без чувств — и дивный сон
Объял несчастную крылами.»

Период правления Сталина и других советских руководителей не описан в поэме очень подробно. Пытаясь на Советском периоде расширить расшифровку, мы чуть не допустили серьёзную ошибку, которая, к нашему недоумению, рассыпала всю последующую цепочку. Нам понадобилось некоторое время, чтобы прийти в себя и уйти от анализа политической истории. Ведь она имеет лишь косвенное отношение к Руслану, а к Людмиле вообще не применима.

Ошибка состояла в том, что мы изменили начальную наметку и предположили, будто сон Людмилы был вызван сталинскими репрессиями, а главное жесточайшим преследованием церкви. Это легко приходит на ум, верно? Народная душа поймана на коммунистические идеалы, приняла их за правильный путь, за Руслана, а это оказался Черномор. И обещанный народу коммунистический рай – обман. И именно подделанный под Руслана, ведь коммуна – это вариант братской общины, где всё общее и всё решается сообща. Но, лишённый Бога, коммунизм превращается в муравейник, где нет места ни любви, ни творчеству, ни духовности, где все усилия обращены вовнутрь, не замечая вокруг вселенной – непознанной и прекрасной.

Однако от несомненных фактов реальности отрываться нельзя. Помним о главной сути Людмилы, Помним о том, в чём она выражает себя всё тысячелетие. Это настоящая, без громких деклараций любовь к Родине, стремление объединиться на основе этой любви в братство. Это творчество литературных, художественных, музыкальных гениев, которые своим тонким слухом слышат голос Людмилы и являют нам высокие образы красоты, любви, женственности. И сам Пушкин является творцом, несущий нам этот образ.

Так нашёл ли Людмилу Сталин? Схватил ли её? Нет! Несмотря на жесточайшие преследования, таланты, хотя б и в подполье, но творили. Собирались в тайных квартирах носители живых идей и мыслей, чтобы просто озвучить их, хоть знали чем это грозит. Людмиле просто пришлось тогда больше бегать и прятаться. А разве можно предположить сон Людмилы во время застоя? Ведь, несмотря ни на что, эта эпоха расцвела такими именами! Любимов, Параджанов, Окуджава, Высоцкий, Бродский, Галич, Солженицин и многие другие, до сих пор не известные широко. Да здесь только перечислять можно страницами. Тарковский и Бондарчук сняли такие фильмы, про которые невозможно подумать, что они созданы в эпоху безбожия и цензуры. Это уже похоже на то, как Людмила дразнит рабов Черномора, потерявших бдительность.

«…Людмила ими забавлялась:
В волшебных рощах иногда
Без шапки вдруг она являлась
И кликала: «Сюда, сюда!»
И все бросались к ней толпою;
Но в сторону — незрима вдруг —
Она неслышною стопою
От хищных убегала рук.
Везде всечасно замечали
Ее минутные следы…
…Сам карла утренней порою
Однажды видел из палат,
Как под невидимой рукою
Плескал и брызгал водопад…
…Нередко под вечер слыхали
Ее приятный голосок;
Нередко в рощах поднимали
Иль ею брошенный венок,
Или клочки персидской шали,
Или заплаканный платок…»

И всё же Людмила была поймана, но как, кем и когда? Припомним, ведь это уже недавние события.

В восьмидесятые годы двадцатого столетия в России был последний культурный всплеск. Несмотря на существующую цензуру, полузапрещенное творческое подполье постепенно становится общедоступным, да и официальное искусство не лишено своего очарования, по крайней мере уже не режет глаза и уши идеологической пропагандой. Но после 1988 года ситуация резко меняется. Лже-свобода делает своё дело. Голос заснувшей Людмилы глохнет, это отражается очень отчетливо в том, что из творчества исчезает нежность, женственность, светлая печаль, тонкие чувства, понятные и нужные всем. Зато вырываются на всеобщее обозрение грубость, агрессия, «чернуха и порнуха», цинизм и саморазрушающие вибрации. Правда освещается однобоко, выворачивая наизнанку все тёмные углы нашей жизни.

Вы уже догадались, какой представитель Черномора и когда поймал Людмилу, осталось разобраться - как?

Лже – Руслан.

По нашему мнению, заявления типа «русским не нужна свобода, она их портит» не просто примитивны и не верны, а глубоко безнравственны. В России никогда не было свободы. Но вот будто бы появилась, и облик её не вызвал сомнений. Говори что хочешь, делай что хочешь, ругай режим, наслаждайся тем, что раньше было запретно. Вот он наш справедливый царь – в народ ходит, говорит без бумажки. И даже отметина у него в виде раны. У обернувшегося Русланом Черномора рана на бедре, но Горбачёв не Черномор, Горбачёв - опора Черномора, его орудие, то есть вполне нога. А перед тем, как сети мнимой свободы были расставлены, горбатый Черномор встречается с горбатой Наиной. И происходит это в 1988 году, что точно совпадает с указанием в пророчестве финна. Такая встреча произошла в первый раз:

«…Досель я Черномора знала
Одною громкою молвой;
Но тайный рок соединяет
Теперь нас общею враждой…»

И не мудрено. Не может быть между ними дружбы. Они враги. Духу государственности всегда угрожали бунты, распри, расколы, вдохновляемые, как раз Наиной. Черномор отмечен стремлением к приобретательству и цементированию. Наина же разрушительница: государств, городов, содружеств, союзов и семейных очагов. Такой договор заключён впервые и вызван угрозой для них обоих – приближением Руслана. По сюжету поэмы, этот союз довольно бессмысленный. Злодеи все равно действуют по одиночке, каждый со своей целью. Но в результате этого договора Людмила поймана, а потом убит Руслан. Давая Наине свободу, Лже-Руслан не может уже показать своей сути, и допускает начинающийся развал государства. И в этом же году вспыхивают очаги братоубийственных конфликтов – Нагорный Карабах, Ферганская долина, Алма-Ата, Душанбе, Южная Осетия, Абхазия, Молдова. Но Горбачёв, вместо того, чтобы по-Черноморски жёстко подавить эти очаги, проявляет нерешительность. То есть соблюдает договор с Наиной и одновременно притворяется Русланом. Как же, ведь он певец свободы. Так может быть он и не Черномор вовсе, как его предшественники? Вот уж нет. Горбачёв был носителем этой бороды и стремился сохранить её. Убежденный коммунист, он хотел просто несколько реформировать партию. Это не было свободой, лишь выдавалось за нее. Черномор играл в Руслана, чтобы поймать Людмилу. В 1988 на 19-ой партийной конференции КПСС было положено начало политической реформы в СССР. Людмила обманулась, бросилась к нему в объятья. В культуре это выразилось резким повышением стремления к творчеству у молодёжи. Их неиспорченные души услышали, как Людмила крикнула «Руслан!» . В молодёжной среде в это время все пишут стихи, не имеющие музыкальных способностей люди создают музыкальные группы, их становится очень много. Как грибы росли театральные студии. Но! Несмотря на отсутствие цензуры, общекультурный уровень вдруг начинает катастрофически снижаться. Также падает профессиональный уровень многих спектаклей, фильмов, литературы. Людмила была поймана в сети мнимой свободы и увидела, что перед ней Черномор. Авторитет Горбачёва и доверие к нему народа растворяются. Для всех он уже бестолковый говорун, бессильный карлик, путающийся в своей бороде. Людмила засыпает «дивным сном». И тут же:

«…Чу... вдруг раздался рога звон,
И кто-то карлу вызывает.
В смятенье, бледный чародей
На деву шапку надевает…»

Да, настало время отвечать бородою за свои деяния. Руслан достиг обители злодея. Что же может означать звук рога, или, иными словами, вызов? Мы считаем, что, как символ, этим вызовом выступает тот момент, когда Ельцин положил на стол президиума свой партбилет. Это стало началом, потом партбилеты посыпались, как из мешка:

«…Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит…»

Сразу обмолвимся, что не считаем Ельцина за Руслана, за его выразителя, а именно за рог. Но затем ему предстоит сыграть другую, совершенно неблагородную роль. Эту роль мог бы исполнить кто-то другой, и совершение предначертанного Богом неизбежно. Но человек одарен драгоценной свободой, и право выбора – стать или не стать предателем – всегда остается за ним.

Бой Руслана с Черномором.

Рог был услышан Черномором, и он принял вызов. Летит на встречу – и что же? Нешуточная опасность! Он видит второй раз волшебный меч, добытый героем из-под головы, и понимает, что конец близок. Падение третьей позорной династии становится, наконец, реально осуществимым. Оружие держит герой и готов его применить. Вот когда по настоящему меч и был добыт. Нигде в поэме не сказано, что витязь орудует волшебным мечом, кроме случая с Черномором и печенегами, да и не мог он этого сделать. Почему? Не было возможности свободного волеизъявления народа. И вот впервые за всю историю России случилось всенародное голосование. 12 июня 1991 года был избран президент РФ – какая угроза для Черномора. Самодержавная голова повержена «тяжелой десницей», т.е. голыми руками, иначе голосованием. Теперь все на месте, и предстоит битва.

Неофициальная версия участия Горбачёва в попытке переворота ГКЧП довольна слаба. Но для нас это не важно. Какая разница кто в этот момент стал человекоорудием духа государственности – Горбачёв и его ближайшие соратники, или просто его соратники, фактически – вторая нога Черномора. Главное, что обстановка накалилась перед боем. Перед руководством СССР встала угроза подписания 22 августа 1991 года Ново-Огарёвского союзного договора, фактически лишающего центр реальной власти.

«…Князь карлу ждет. Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен;
Удар упал подобно грому…»

Внезапное объявление ЧП, отключение всех, кроме одного каналов телевидения, закрытие газетных изданий. Это был для нас оглушительный удар. Но не разящий. Главным действующим лицом стал народ. Что значили бы обитатели Белого дома, если не были окружены живым кольцом из тысяч людей, услышавших рог Руслана. Народ не поддержал ГКЧП, а армия отказалась применять силу против своих граждан. Против своих! Небывалое ощущение братства. Три дня – 19, 20, 21 августа 1991 носит чародей Руслана на бороде и «изумляется русской силе», им неожиданной. Усталый карла покоряется витязю и опускается на землю.

«…Тогда Руслан одной рукою
Взял меч сраженной головы
И, бороду схватив другою,
Отсек ее, как горсть травы…»

23 августа 1991года КПСС перестала существовать и прекратила свою деятельность.

«…«Знай наших! — молвил он жестоко, —
Что, хищник, где твоя краса?
Где сила?» — и на шлем высокий
Седые вяжет волоса…
…Наш витязь карлу чуть живого
В котомку за седло кладет…»

Отметим, что Руслан теперь носитель бороды и хозяин карлы. Далее происходит стремительное крушение царства Черномора.

«…С холмов утесы отрывает,
Всё рушит, всё крушит мечом —
Беседки, рощи упадают,
Древа, мосты в волнах ныряют,
Степь обнажается кругом!
Далеко гулы повторяют
И рев, и треск, и шум, и гром;
Повсюду меч звенит и свищет,
Прелестный край опустошен…»

Союз нерушимый с грохотом развалился. К 31 августа 1991 все союзные республики заявили о своем выходе из СССР. России предстоит свой собственный путь. Руслан находит Людмилу спящей. Он расстроен, но ободрён невидимым голосом финна. Откуда звучит этот глас? С какой целью – направить Руслана в Киев? А разве без этого совета он поскакал бы в Париж? Позже мы возвратимся к этому событию. А пока остаётся путь домой и надежда, что народная душа проснётся. Встреча с умирающей головой символизирует невозможность возврата к формам правления прошлого. Отныне не будет монархов и тайных партийных ставленников. Путь к власти лежит только через всенародные выборы. Чем же важным ознаменовалась эта встреча с головой? Как мы помним, в своем рассказе она просила Руслана отомстить за свою безвестную гибель. В октябре 1991 было объявлено об идентификации останков последней царской семьи. Теперь этот неприкаянный прах, возвративший себе имя, может обрести покой. И далее в поэме Руслан встречает хазарского хана.

Ратмир. Сон Руслана.
Сон Руслана следует в поэме сразу после встречи с Ратмиром. Но для того, чтобы расшифровка была более лёгкой и ясной, мы сначала рассмотрим сон. Сон вещий. Сначала Руслан бросается вслед за Людмилой, упавшей в пропасть. Затем оказывается в гриднице у Владимира.

«…Между двенадцатью сынами,
С толпою названных гостей
Сидит за браными столами…
…И видит он среди гостей
В бою сраженного Рогдая:
Убитый как живой сидит;
Из опененного стакана
Он, весел, пьет и не глядит
На изумленного Руслана.
Князь видит и младого хана…»

Руслана никто не замечает. Он незримо присутствует с Рогдаем и Ратмиром между двенадцатью сынами, означающих двенадцать бывших союзных республик и ставших странами СНГ. О прибалтийских республиках разговор ещё будет. Двенадцать сынов-витязей – это пути стран СНГ. В начале поэмы, мы помним, не было указано сколько у Владимира сыновей. Но не Руслан, а Фарлаф в тишине ведёт Людмилу, при полном молчании. Так это пути разделившихся двенадцати стран, а где же их народные души? Вернёмся к встрече с Ратмиром. Какое государство находится сейчас на месте Хазарского каганата географически? Украина. Наша южная линия сохраняется. Отношения России с Украиной были всегда особыми и очень тесными, и о Ратмире сказано особо. Руслан и Ратмир обнялись как братья.

«…Встает, летит. Раздался крик...
И обнял князь младого хана.
«Что вижу я? — спросил герой, —
Зачем ты здесь, зачем оставил
Тревоги жизни боевой
И меч, который ты прославил?»…»

После распада СССР Украина отказалась от ядерного оружия ради сохранения своего покоя и мира. И Ратмир, символизирующий правильный путь Украины рассказывает Руслану о том, как обрёл свою любовь, свою народную душу.

«…«Мой друг, — ответствовал рыбак, —
Душе наскучил бранной славы
Пустой и гибельный призрак…
…Сложил и меч и шлем тяжелый,
Забыл и славу и врагов…»

И главное – «двенадцать дев меня любили», а он покинул их ради одной. Вот они – народные души бывших союзных республик. Нужен ли был украинскому пути этот хоровод? Всенародный референдум конца 1991 года сказал – нет.

«…Моя подруга мне мила;
Моей счастливой перемены
Она виновницей была;
Она мне жизнь, она мне радость!
Она мне возвратила вновь
Мою утраченную младость,
И мир, и чистую любовь…»

И вот рыбак и пастушка поселились на берегу в «поникшей хате», сохраняя свой «суверенитет». Что потом происходит с Ратмиром, в поэме не описано, и не так все безоблачно в жизни Украины.

Что мы можем сказать о трёх прибалтийских республиках? В СССР они занимали ещё более особое положение. Их вступление в союз носило отчётливый характер оккупации. Их плен был тяжелее. И мы находим их в образе невольниц, трёх дев, упоминаемых дважды и находящихся в замке Черномора в качестве пленниц и вынужденных служить Людмиле.

«…Но их унылый, смутный взор
И принужденное молчанье
Являли втайне состраданье
И немощный судьбам укор…»

Они были отделены от заточённых двенадцати дев и получили свободу, когда разрушилось царство Черномора, то есть при крушении СССР.

И ещё одна страна упоминается отдельно, хотя и скупо. И мы согласимся, что она выделяется из остальных, а также заканчивает одну из наших линий. Линии вообще идут по принципу смыслового наследования. Рогдай давно погиб, но поскольку снова появляется во сне Руслана, то постараемся всё-таки линию обозначить и довести. Принципиального значения образ Рогдая уже не имеет, но мы предлагаем своё видение. Кто отчётливо являлся наследником Грозного? Тут не перепутаешь, явление редкое. Сталин. Сталин был грузином. Убитый как живой сидит, пьёт вино из стакана, а на Руслана и не глядит. Ну не желает Грузия с Россией знаться, а ещё обособлена и потенциально опасна. Так что Рогдай, Ратмир и Руслан дополняют число бывших союзных республик до 15-ти, символизируя во сне героя Грузию, Украину и Россию.

В поэме Руслан спит дважды. Впервые после схватки с головой, отдыхая после боя, но тот сон безопасен. Почему не поспать при Алексее Михайловиче Тишайшем и перед Стенькой Разиным. Но второй сон болезнен, нездоров и опасен.

«…В дремоту тяжко погружен,
Он льет мучительные слезы,
В волненьи мыслит: это сон!
Томится, но зловещей грезы,
Увы, прервать не в силах он...».

Фарлафство.

Время бежит, и не только описываемые события свежи в памяти, но и отношение к ним - наше личное, друзей, различных слоёв общества, внешних наблюдателей. Мнения такие разные! Мы стараемся уловить истинную суть, личной выгоды не преследуем, избегаем бесцеремонно.
 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy