Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи
Контакты


Все материалы arrow Разделы arrow Об истинном ЭГО.
Об истинном ЭГО. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
05.04.2009
У каждого из нас есть свое Я или эго. Но мало кто знает, что истинное эго отличается от тела, от ума и интеллекта.

Сегодня мы поговорим о природе нашего Я (сознания) и о нашем изначальном положении в мироздании.

Смысл слова эго (Я ). У каждого из нас есть свое я. Я или эго может быть 1) истинным (вечным, неизменным, духовным) или 2) ложным (временным, меняющимся, материальным). Истинное эго отличается от тела, от ума и интеллекта.

Неестественное положение

Чтобы понять, каково изначальное положение нашего я, вначале следует понять, что для моего я не является естественным положением.

В настоящее время каждый из нас воплощен в своем материальном теле. Быть воплощенным в материальном теле - не является нашим изначальным положением. Войдя в контакт с материей, наше вечное я оказывается потерянным. Потерянным в буквальном смысле слова - нам трудно даже различить, где наше я, а где тело или ум. Давайте попробуем найти свое я

В поисках своего я

Прежде чем искать, примем к сведению, что по мнению современных биологов, в зависимости от интенсивности обмена веществ, каждые

7 - 11 лет клеточный состав тела меняется полностью. Это значит, что каждые 7 - 11 лет я получаю незаметно для себя полностью новое тело. Поэтому мы переселяемся из тела в тело уже в этой жизни. Бхагавад-гита (2.13) утверждает:

Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою вечную природу.

Начать поиски нашего я можно со следующего эксперимента. Возьмите свой семейный фотоальбом, откройте и внимательно просмотрите свои фотографии разных лет: детский сад, школа, в 1-ый класс, выпускной, институт, армия и т.п., у кого что. Наверняка мы могли это делать и раньше. Но на этот раз, глядя на эти фотографии, зададимся таким вопросом: "Это был я или не я?"

Показывая другим людям свои фото в младенчестве или в детском саду, мы, как правило, восклицаем: "А вот это я., хотя наше нынешнее тело ничего общего не имеет с тем, что там изображено. Выглядят они по-разному, размеры разные, ведут себя по-разному, но мы говорим: Это я: Это было со мной :.

Мы были в детском теле. Осталось ли хоть что-нибудь от него сейчас? Хотя бы одна клетка осталась? - Нет, оно полностью изменилось.

Мы были в теле подростка, когда ходили в школу. Осталось ли хотя бы что-то от него сейчас? - Нет, оно полностью разрушено.

Все эти тела были, но исчезли. Сейчас я нахожусь в каком-то теле, и оно также со временем исчезнет, но я останусь. Т. е. среди грубых элементов этого тела моего "я" нет.

Другой способ понять, что тело меняется, а личность остается неизменной, состоит в том, чтобы посмотреть на свой паспорт. Что такое паспорт? "Удостоверение личности. Внешний облик меняется, поэтому в паспорте вклеиваются новые фотографии, но личность - одна и та же. В паспорте могут быть разные отметки. Например, "в армии отслужил в таком-то году.

- Это ты служил, или какая-то другая личность?

- Что за вопрос? Конечно, я. Я помню, мне было тогда 20 лет.

А сейчас 45 - совсем другая фотография, совсем другое лицо, другое тело. А личность та же.

Я - не рука, я - не нога. Все это можно удалить или заменить, но мое я останется. Я буду все той же личностью, даже если мне пересадят сердце. После операции по трансплантации сердца человек приходит в сознание и остается той же самой личностью.

А как насчет мозга?

На это можно возразить: Мое "я" - это не что иное, как мозг. Если голову отнять, то человек, как личность, просто перестает существовать..

Может ли мозг быть нашим я? Наша личность остается неизменной в течение всей жизни, но клетки мозга при этом несколько раз полностью меняются, так же как и любые другие клетки.

Если взять и посмотреть на мозг человека, то мы увидим совершенно имперсональную массу нервных тканей. Однако этот невероятно сложно устроенный конгломерат нервных клеток вовсе не напоминает личность. Это напоминает деталь машины. Например, Центральный Процессор в компьютере.

Важно ясно понять разницу между живой личностью и мертвой машиной. Можно объясняет эту разницу следующим образом [1] :

: не мозг заставляет тело действовать ... Разве компьютер работает сам по себе? Нет, его приводит в действие человек. Он нажимает кнопку и только тогда что-то происходит. Без этого машина ничего не стоит. Машина может стоять тысячи лет, но она не заработает, пока не подойдет человек и не нажмет кнопку. Но кто действует - машина или же человек? Человеческий мозг - тоже машина :.

Что такое мозг? - Это важная часть машины тела. Но как любая деталь машины - она не является личностью или душой. Не компьютер принимает решение, а живая личность - пользователь или оператор. Подобно этому решение принимает не мозг, а нематериальное Я, -личность, обладающая свободой воли.

Веды утверждают, что сознание может существовать вне тела. Это значит, что сознание и мозг - это совершенно разные вещи. Многие ученые приходят к такому же выводу экспериментально, например, изучая свидетельства тех, кто возвращался к жизни после клинической смерти.

Д-р Майкл Сабом, кардиолог клиники при Университете Эмори, провел научный анализ таких свидетельств. Он записал и изучил показания тридцати двух пациентов, которые рассказывали о выходе из своего тела в момент остановки сердца. Когда сердце останавливается, кровь перестает поступать в головной мозг, и пациент, как принято считать, полностью теряет сознание. Однако двадцать шесть из тридцати двух опрошенных смогли довольно точно воспроизвести картину своей смерти и последующего возвращения к жизни. А остальные шесть удивительно подробно описали примененные к ним специальные приемы реанимации, и эти описания полностью соответствовали медицинским протоколам, хранящимся в клинике под грифом "Для служебного пользования".

Самого доктора Сабома полученные результаты убедили в реальности выхода из тела, и он опубликовал их в книге "Воспоминания о смерти. Медицинское исследование, вышедшей в 1982г. Сабом пришел к выводу, что сознание есть нечто отличное от мозга и что на грани смерти сознание и мозг отделяются друг от друга и некоторое время существуют раздельно. Сабом пишет: "Может быть, сознание, способное отделяться от мозга, и есть, в конце концов, та самая душа, которая, как учат некоторые религии, не умирает, а продолжает жить после окончательной смерти тела? Мне представляется, что это самый важный вопрос, вытекающий из описаний опыта клинической смерти. [2]

Подведем предварительный итог. Мы рассматривали вопрос: Где мое "я" в этом нынешнем теле? Какая зримая часть в этом теле - "я"? Вывод таков, что никакая. Последняя надежда материалистов - мозг - оказалась ложной. Таким образом, мы можем прийти к заключению: "я" - не грубое материальное тело.

Но ведь я знаю, что "я" есть. Кто же "я"? Может быть, мои тонкие эмоции, чувства, желания, мысли - это и есть "я?

Отличие вечного я от тонкого тела

Кто Я?Чтобы понять, что я не тонкое тело, нужно вспомнить, когда я принимаю решения. Момент принятия решения всегда происходит в настоящем. На решения, которые я принимаю сейчас, влияет мой прошлый опыт. И я надеюсь, что эти решения направлены на то, чтобы мне стало лучше в будущем. Но моя сокровенная личность, мое "я", принимающее решения, существует в постоянном настоящем, беспрестанно покачиваясь на волнах времени, которые, журча, струятся сквозь мой ум. Мои воспоминания прошлого и мои надежды и страхи, связанные с тем, что грядет в будущем, колыхаются на этих волнах, как искорки света на поверхности озера.

Некоторые философы утверждают, что "я", плывущее в настоящем, - это просто то, о чем мне случилось сейчас подумать, неважно о чем: о прошлом, настоящем или будущем. Они говорят: "Я мыслю, значит, я существую. Поэтому мысли в моей голове и составляют мою суть.

Но если я - это то, что я думаю, то кто тот, кто решает, о чем мне думать? Кто решает, что мне думать?

Например, сейчас, говоря об этом, я думаю о том, что скоро мне нужно будет поехать в Москву. Если эта мысль о будущей поездке и составляет все, что я есть прямо сейчас, значит ли это, что эта мысль и решила, что нужно думать эту мысль? Но теперь я меняю направление моей мысли и начинаю думать о своей недавней поездке. И что, неужели эта мысль о прошлой поездке и заставила меня думать о ней? - Нет. Я решаю о чем мне думать, и мое я отличается от этих мыслей.

Некоторые философы утверждают, что чувственные данные, которые я воспринимаю сейчас, и есть то, что управляет моим мышлением. Другими словами, череда восприятий (все, что каждый следующий момент я слышу, чувствую, вижу, пробую на вкус и запах - это и есть я) выбирает, чтобы я обратил свое внимание на ту или эту идею.

Но опять же: прямо сейчас я смотрю на экран компьютера, находящегося передо мной. А теперь, в следующий момент я поворачиваю свою голову влево и смотрю на книжные полки. Значит ли это, что книги, стоящие на полках, приняли решение войти в мое сознание и управлять им? - Очевидно, что нет.

Я решил смотреть сначала на экран компьютера, а затем перевести взгляд на стеллаж с книгами. Это решение принял я, а не компьютер и не книги. Я решил подумать о прошлой и будущей поездках, а не эти мысли решили, чтобы мне думать их. Я принял решение посмотреть сначала туда, потом сюда, и подумать сначала о том, затем об этом, чтобы показать, прежде всего, себе самому (а затем и читателям), что я - отличен от этих мыслей и чувственного восприятия у меня в уме.

Личность, принимающая решения, т.е. я, полностью отличается от мыслей и образов, которые она выбирает. И поскольку душа всегда отлична от мыслей и образов, которые с течением времени то появляются в ее сознании, то исчезают, она - вне времени.

Это вневременное, непосредственное присутствие моей собственной личности невозможно проверить с помощью материальных чувств или установить с помощью логических заключений. Все, чтобы я ни воспринимал или думал, приходит и уходит. Но мое присутствие просто есть. Сознание - значит "я - есть". Я существую всегда. Однако из-за того, что все воспринимаемое мной происходит в контексте времени, я отождествляю себя с этими временными ситуациями. Чтобы вернуться в свое изначальное положение, нужно:

1) постичь науку о природе сознания - атма-таттву, описанную в Ведах;

2) научиться жить, отбросив ложное представление о себе как о материальном теле.

Наука о сознании

Наука о сознании (атма-таттва), описанная в Ведической литературе, начинается с понимания отличия между сознанием (сат) и материей (асат). Бхагавад-Гита (2.16) утверждает:

Материальное (асат) никогда не может оставаться неизменным. Вечное (сат) никогда не претерпевает изменений. Так утверждают те, кто видит истину, ибо они изучили природу и того, и другого.

Когда нас спрашивают: "Кто ты?" - мы обычно показываем пальцем в грудь: "Это я. Но уже в следующее мгновение это тело изменилось. Даже сейчас наше тело не существует, поскольку оно меняется каждое мгновение. В теле постоянно идет процесс обновления клеток. Даже сам молекулярный состав этих клеток постоянно меняется.

Тело - постоянно меняющийся фантом. Он недолговечен. Пройдет совсем немного лет и это тело станет пеплом или превратится в пищу маленьких насекомых и смешается с землей.

Кризис средних лет

Для нас не естественны увядание, старость. В психологии известен так называемый "кризис средних лет". Это явление передается русской пословицей: "Седина в бороду, а бес в ребро. Человек каждое утро тщательно смотрит в зеркало: Морщинка, седой волос. "Я старею. Для нас - это шок, т.к. полностью противоестественно. Поэтому когда человек, полностью отождествляя себя с телом средних лет, испытывает тяжелый кризис, приходя к пониманию, что его я постепенно умирает. Этот кризис проявляется в виде меланхолии, нервных срывов и депрессии.

Звезды эстрады, кино, когда им переваливает за 35-40, каждые 3-4 года делают себе пластические операции. Это довольно болезненно, но физическая боль - это ничто по сравнению со страхом потерять имидж. Это дорого, но они готовы платить. Страсть диктует им любой ценой остаться девушкой средних лет или юношей средних лет. В результате многочисленных операций у них где-то под затылком скапливается в конце концов целая куча морщинистой кожи, но волосы все скрывают, и ничего не видно. Так они сражаются за молодость, пытаясь выиграть битву с материальной природой. Однако никто из них не сможет превзойти влияние времени.

Грубые материалисты не знают, что черты лица формируются мыслями человека. Если человек культивирует в себе возвышенный, духовный образ мысли и чистый образ жизни, то его лицо будет сиять даже в старости. По-настоящему человек может избавиться от этого кризиса средних лет (впрочем, как и от всех остальных кризисов), если он серьезно посвятит себя самоосознанию. Лишенный же духовного знания человек обрекает себя на страдания. Ему придется болеть, стареть и умирать вместе с этим телом.

Качества души

ДушаШримад Бхагаватам (7.7.19) перечисляет следующие 12 качеств, которыми обладает каждое индивидуальное Я . . Итак, качества сознания таковы:

1) нитйах - вечность ( никогда не рождается и не умирает);

2) авйайах - неиссякаемость ( Я никогда не истощается. Я является источником энергии сознания);

3) шуддхах - чистота.

Однако сознание индивидуальной Я может соприкасаться с материей и так оскверняться или окрашиваться ей.

4) эках - уникальность и (каждый индивидуален и неповторим, т.е. отлична от других);

5) кшетра-гьях - знание тела (душа сознает это материальное тело и потому отлична от него);

6) ашрайах - основа тела (материальное тело не может долго сохранять форму без сознания).

7) авикрийах - неподверженность переменам;

Я неподвержено изменениям, которые происходят с телом. В зависимости от времен года цветы и плоды, растущие на дереве, проходят через шесть стадий развития: рождение, существование, рост, преобразование, увядание и смерть, однако само дерево при этом остается прежним. Подобным образом Я независимо от перемен, происходящих с материальным телом.

8) сва-дрик - самоочевидность присутствия в теле;

Не нужно прилагать усилий, чтобы выявить присутствие сознания; это выявляется само по себе (если, конечно, разум не осквернен абсурдизмом).

9) хетух - причина всех причин;

10) вйапаках - всепроникновение в границах тела посредством сознания

(11) асанги - независимость от тела;

12) анавритах - непокрытость (см. пункт 3)

Таковы основные качества сознания. Все они описаны в Бхагавад-Гите (2.11-30).

Дополнительные качества души

Кроме этого Бхагавад-Гита описывает и некоторые другие качества, например:

Ø ачинтья - непостижимость. Я непостижима для материального ума, т.к. оно непроявлено (авйакта - еще одно качество) для материальных чувств.

Ø сарва-гата - всепроникновение. Всепроникновение бесконечно малых индивидуальных квантов сознания состоит в том, что они существуют повсюду, на всех планетах вселенной, во всех формах жизни.

Ложное эго - узел в сердце

Если я - вечен, то почему я не чувствую себя таковым? Иначе говоря, каков механизм связи души с материей?

Эта связь осуществляется через ложное эго (на санскрите - аханкара). Ложное эго - это наше ошибочное отождествление с материей двумя способами: 1) Я (например, Я - тело) и 2) Мое (Это моя земля).

Исходным, первичным состоянием ложного эго является разум в невежестве (тамаса-буддхи). Разум души приходит в заблуждение, когда чистое сознание души вступает в контакт с материальной энергией (махад-брахман). Затем через этот невежественный разум начинают проявляться три гуны природы. Они принимают форму ума (благости), чувств (страсти) и объектов чувств (невежества). Поскольку эти три качества постоянно соперничают друг с другом над тем, чтобы доминировать над сознанием живого существа, одна из них начинает оказывать наибольшее влияние. В зависимости от того, какое качество материи влияет больше всего, ложное эго отождествляет личность с одной из этих 3-х форм. Если преобладает материальная чистоста, личность отождествляет себя с умом, есть страсть - с чувствами, если невежество - с объектами чувств. Но все эти отождествления возникают в результате того, что разум погружен в невежество.

В Шримад-Бхагаватам (11.24.7) говорится, что ложное эго является тем, что относится и к духу и к материи (чид-ачин-майах) - пограничной энергией. Ложное эго связывает между собой сознание (чит) с не имеющей сознание материей (ачит). Эта связь выглядит как узел между материей и духом, который находится в сердце живого существа.

Таким образом, душа в результате действия ложного эго перестает ощущать себя душой. Ложное эго является особого рода транслятором между духовным и материальным миром. Оно просто направляет все сознание на материю. Сознание, сосредоточенное на материи, превращается в тонкий материальный элемент. Пройдя через такую трансформацию, сознание, ставшее материальным, становится неспособным ощутить духовную душу. Таким образом душа, наша истинная сущность, оказывается потерянной.

В начале, оставив общение с Высшей Личностью, мы заигрываем с Его иллюзорной материальной энергией. Она приглашает нас поиграть немного. Мы играем, заигрываемся, и теряем свое я. В принципе, так и должно быть, потому что причиной нашего прихода в материальный мир явилось желание забыть о Высшей реальности: Кришне и о нашем положении по отношению к Нему. Ложное эго выполняет эту функцию.

Однако, потеряв свое я, мы оказываемся в очень уязвимом положении. 
 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy