Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи


Все материалы arrow Разделы arrow Практика arrow Часть 1. Каббала, лекция.
Часть 1. Каббала, лекция. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
01.04.2009
Одесский Государственный университет
Среди многих учений о наших судьбах, о человечестве, о путях его развития есть древнее учение, которое называется «Каббала». Слово «Каббала» происходит от слова «получать» – получать информацию, высшую информацию о творении, о природе. Зародилась эта наука примерно 5700 лет назад, в это время была написана первая книга. Непонятно, каким образом она была написана, но датируется она этим периодом. Называется эта книга «Тайный ангел» (ангелом называется сила, которая управляет миром), и пишется в ней о том, какая общая внешняя сила управляет всем нашим миром.

Следующая книга по Каббале была написана в 18 веке до нашей эры, называется она «Книга Создания». В ней уже более подробно и более ясно описывается система управления, схема управления нашим миром. Во втором веке нашей эры была написана следующая книга по Каббале – книга Зоар, очень известная в мире книга. Затем, в 15-ом веке – Лурианская Каббала, книги Ари, и в 20-ом веке – Каббала Бааль Сулама. Всего существует пять источников по Каббале.
Почему их всего пять?

В Каббале говорится о том, что основной материей нашего мира является человеческий эгоизм, наше желание насладиться, получить наслаждение, наполнение, информацию, знать, обладать, абсорбировать – на любом уровне. Причем, так происходит не только у нас. Это желание материи сохранить свою форму – кристаллы, свойства – существует на неживом, на растительном, на животном и на человеческом уровнях, и является желанием все время себя сохранять, привлекать полезное и выделять, отдалять вредное. Это является основным свойством всей материи. Развитие материи происходит в развитии эгоистического свойства поглощать.
Как это определяется на человеческом уровне?

Нулевой уровень развития – это желания телесные, которые были бы у человека, даже если бы он жил один в лесу, то есть это питание, семья, дети, секс – то, что требует тело в естественном виде. Итак, телесные желания – это нулевой уровень развития желаний. На этом уровне развития желаний и была написана первая книга по Каббале – «Тайный ангел» (5700 лет назад).
Следующий этап развития желаний – первый уровень желаний – это желания к богатству. Увеличивается эгоизм, и человек, кроме того, что он желает просто существовать, начинает желать обретений выше, чем животный уровень. В этот период появляется вторая книга по Каббале – «Книга Создания» (18-й век до нашей эры).
Следующий уровень увеличения эгоизма в человечестве – второй – приводит к тому, что основными желаниями становятся желания к почестям, к славе, к власти. Побуждение к власти – самое сильное из этих трех. В это время появляется Книга Зоар (второй век нашей эры).
Затем следующая, третья стадия развития эгоизма – это желания к знаниям, и, соответственно, книги знаменитого ученого Ари (16-й век).

И уже в 20-ом веке (каббалист – Бааль Сулам) происходит дальнейшее развитие эгоизма, когда появляются желания выше знаний нашей природы, желания к более высокому постижению (духовному, высшему – не важно как назвать). И далее это продолжается в нашем мире.
Все эти книги говорят об одном: об окружающем нас мире, о том, каким образом существует наш мир и нечто выше него (это так и называется – Высший мир), и каким образом наш мир управляется из Высшего мира, и, наоборот, как мы через Высший мир управляем нашим миром. Так это представляет себе каббалист.

Сказано в книге «Зоар», написанной во втором веке нашей эры, что придет время (с точностью до года) – это 1995 год, – когда человечество войдет в стадию такого эгоистического развития, что не сможет наполниться ни телесными желаниями, ни богатством, ни властью, ни знаниями, и будет искать себя в чем-то, что выше этого мира. И тогда наука Каббала, которая все эти тысячелетия была скрыта, должна раскрыться (с 1995-го года) и предоставить всем свои знания. Если этого не произойдет, то, как говорит наука Каббала, человечество входит в период дезориентации, в период разочарования и насилия, наркотики захлестнут человечество. Это происходит как следствие непонимания, незнания, невидения цели существования.

Это, вкратце, история человечества, и, вместе с ней, история Каббалы.
Все эти каббалистические источники идентичны, только в каждый период они по-разному рассказывают о нашем мире, о человеке, о его устройстве – говорят о свободе воли, о том, каким образом человек мыслит, как он принимает решения, адаптируется в мире, и как в итоге человечество приходит к более высокому постижению. Это то, что можно сказать о развитии самой науки.
Что говорит Каббала об устройстве мироздания? Мы говорим, что существует пять миров, называемые Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, и наш мир. Все миры идентичны, разница между ними – только в материале, из которого они созданы. Так же, как во всей природе существует пять эгоистических уровней, так и эти миры отличаются своими эгоистическими уровнями, материей, из которой они созданы. Из высшего уровня в низший уровень нисходит система управления. Таким образом, получается, что в нашем мире практически все предопределено с Высшего уровня, кроме одного – возможности человека развиваться в знаниях своих высших постижений.
Если мы рассмотрим человека как модель, как какой-то существующий блок, то, как говорится в Каббале, если бы мы точно знали свое устройство, все свои свойства, с которыми родились, все параметры, которые в нас запрограммированы, все гены (как сегодня говорят, есть ген, отвечающий за убийство, за память и т.д., в человеке находят как бы уже заложенные свойства), – если бы мы заранее точно знали всю нашу природу, то мы бы увидели, что в нашем поведении нет ничего непредсказуемого, потому что все в нас предусмотрели, поставив нас в определенную окружающую среду нашего развития (общество, школа, родители и так далее).

Таким образом, изнутри и снаружи нам обеспечена замкнутая система, в соответствии с которой можно предусмотреть абсолютно все дальнейшие шаги человека. Каббала говорит, что у человека есть единственный параметр, в котором он свободен, – это возможность приложить усилия для своего развития через знания, и еще лучше – познание общей системы управления, познание Вселенной, мироздания. Только в этом он свободен, и только в этом он сможет правильно контактировать с природой и развитием – с этой системой управления.
Система управления состоит из двух линий: из правой – положительной, и левой – отрицательной, и человек, который находится между ними, свободен в воле постигать мир и таким образом себя в нем изменять.

Вопрос: Какова разница в каббалистических источниках?
Разница в каббалистических источниках в том, что если первые каббалистические книги были написаны очень непонятным для нас, сказочным языком, языком повествований, притч, метафор, то чем ближе они к нашему времени, тем более академическими становятся. В них появляется четкое разбиение материала по этапам, по стадиям, по уровням.
В настоящий момент нашим основным каббалистическим источником является труд, называемый «Учение Десяти Сфирот». Он представляет собой шеститомник, учебник, включающий в себя 16 частей, каждая из которых состоит из вопросов и ответов, то есть полностью приспособленный для нашего изучения.

В нем говорится о том, что вся система мироздания состоит из десяти концентрических сфер, называемых сфирот, в центре которых находится наш мир, и мы, находясь в их центре, ощущаем только низшую из них. Мы ее так и называем: «Наш мир». Все остальные нами – нашими обычными органами чувств ­– не постигаются.
Каббала, как методика постижения мироздания, говорит о том, что человек с помощью изучения Каббалы способен начать ощущать более внешние, Высшие сфирот, постигать, таким образом, корни мироздания, из которых исходят все сигналы в наш мир.
Вся история человечества, как утверждает это учение, говорит о том, что человечество в итоге должно прийти к такому состоянию, когда тем, что покажет человеку невозможность существования без познания всей картины мироздания, выведет его в освоение этих внешних сфирот, внешних сфер – туда, где находятся все системы управления.

Почему они, вообще, должны быть? Существуя в нашем мире, можем ли мы сказать, что что-то существует вне нас? Очевидно, можем – даже исходя из того, что мы не знаем, что произойдет с нами в следующее мгновение, так как в нас абсолютно отсутствует информация о будущем, мы ничего не можем предсказать, мы не знаем, каким образом и какие поступки влияют положительно или отрицательно на окружающий нас мир и возвращаются к нам добром или злом, мы не знаем не только своей судьбы, но и судьбы всего человечества. На самом деле, мы ничего не знаем на минуту, на секунду вперед.

Все это, как говорится в Каббале, находится на внешних уровнях, вне нашего настоящего постижения, и, хотя мы и являемся людьми и представляем собой венец природы, но на самом деле еще находимся в недоразвитом состоянии – мы должны развиваться дальше, чтобы постигать внешнее мироздание. А постигается оно только через изучение самих каббалистических источников.
Каббалистические источники рассказывают об устройстве этих миров. Книга «Учение Десяти Сфирот» так и начинается – от самого высокого уровня зарождения всех миров и через все миры она рассказывает нам о том, как устроены все миры, наш мир и человек в нашем мире. Изучая все это устройство, учащийся потихоньку начинает как бы видеть связи в нашем мире, которых раньше не видел, взаимодействия между различными объектами в нашем мире, и, таким образом, для него проясняется философская картина, которую ему предлагает каббалистическое учение.
Как я уже сказал, в истории человечества было пять знаменитых каббалистов. Каждый из них как бы олицетворял собой новый этап в развитии человечества.

По этой временной оси мы можем отследить абсолютно все в истории человечества – как с увеличением эгоизма рождалась новая общественно-экономическая формация, как вдруг открывались новые земли, как следующий оборот эгоизма вызывал в человечестве потребность к развитию технологии и так далее. Таким образом, мы все можем проследить в зависимости только от одного этого параметра – он, в принципе, и определяет все. Наше внутреннее эгоистическое желание к окружающему миру – овладеть, познать, получить, определить – толкает нас ко все новым и новым уровням развития, которые определяются этой системой.

В этой же связи можно определить и философские течения – когда они рождаются и почему – это и христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм, а также корни практически всего, что происходит с человечеством. Более детальное рассмотрение этой оси времени (то есть, практически, не времени, а эгоистического роста в человечестве) дает нам выход к пониманию любого параметра, любого происшествия, случившегося с нами на протяжении веков.
В наше время, в последние 10-15 лет, как и было предсказано в книге «Зоар» (с 1995 года и даже раньше), Каббала уже не является тайной наукой, она раскрывается, изучается. Есть кафедры по изучению Каббалы на философских факультетах в университетах. В рамках нашей Каббалистической Академии я читаю лекции во многих университетах мира. Сегодня это уже дисциплина, которая осваивается философами и включается в учебные программы, как одно из учений, разработанных человечеством, которое продолжает развивать его дальше.

Вопрос: Научная критика считает, что Каббала возникла в XI-XII веке – это первый вопрос. И второй вопрос: вы говорили с точки зрения определенности, что мы заранее можем предсказать какие-то свойства человека, и кем он будет. Возникаетвопрос: как Каббала трактует сам принцип неопределенности?
Действительно, есть несколько теорий о возникновении Каббалы. Есть теория, выражающая традиционный взгляд на этот вопрос, которая считает, что впервые Каббала возникла примерно 5700 лет назад, и согласно второму взгляду Каббала зародилась в XI-XII веке в Испании, в Европе.
Я придерживаюсь школы, которая относит зарождение Каббалы к более древнему периоду, действительно, есть такие источники. Трудно подтвердить это документально, но, по крайней мере, книга «Зоар», хотя ее появление приписывают к XI веку нашей эры, написана таким языком, что прямо указывает на то, что она возникла во II веке.
Недавно я был в Университете Беркли, в Калифорнии, где проводил лекцию совместно с профессором Даниэлем Мэтом, который придерживается другого взгляда. И мы с ним перед большой аудиторией обменялись мнениями – он высказал свою точку зрения, я – свою, что в науке естественно.
Что касается принципа неопределенности. Дело в том, что Каббала сразу ставит человека в очень определенное отношение к миру и к познанию. В Каббале говорится, что существуют четыре уровня познания мира.

– Уровень первый, который называется в практической физике уровнем Ньютона, заключается в следующем: все, что есть вокруг нас, – существует, а я нахожусь в этом мире и могу изучать существующее.
– Следующий уровень. Сегодня наука уже определяет, и это видно из Общей теории относительности Эйнштейна, что, в принципе, то, что существует – существует, и я, как исследователь, относительно этого существующего мира являюсь независимым, но мое наблюдение зависит от сравнительной скорости двух объектов: меня и того объекта, который я изучаю.
– Следующая теория говорит о том, что человек влияет на результат эксперимента, то есть я не просто наблюдаю нечто существующее, как думали раньше, а то, что я вижу, – это нечто среднее между моими свойствами и свойствами окружающего меня «чего-то», и я не просто изучаю нечто – я изучаю нечто в своих свойствах.
Таким образом, получается, что мы не пытаемся изучить объективную картину мира и, вообще, не пытаемся даже сказать, существует она или не существует, потому что все, что мы изучаем, мы всегда изучаем в наших пяти органах чувств. Можно изобразить человека – эту систему – как коробочку, которая имеет пять входных отверстий: обоняние, осязание, зрение, слух, тактильные ощущения. Все, что мы получаем, входит в эту коробочку через пять органов чувств, а что есть снаружи – я не знаю.
Допустим, я что-то слышу. Что значит «я слышу»? Наверное, нечто находится вне меня, возбуждая какие-то волны (как – я тоже не знаю), которые доходят до моей барабанной перепонки и, по-видимому, давят на нее. А внутри уже находится целая система – молоточек и так далее, затем – электрическая система, которая проводит ко мне всевозможные сигналы, я их адаптирую, сравниваю с тем, что я знаю, и, таким образом, понимаю, что снаружи что-то происходит, и как-то это для себя расшифровываю.

Возникает вопрос: если у меня на протяжении этого пути будет какое-то повреждение, то я не буду знать, находится что-то снаружи или нет? А если у меня будут другие параметры, другой диапазон моих органов чувств, то я уловлю мир совершенно другим. Например, собака «видит» мир в органах обоняния. Для нее все представляет собой какие-то пятна, и она узнает только по обонянию. Что она видит? Какую-то мозаику.
Следовательно, мы не можем говорить о том – какой мир, мы можем говорить о том, каким мы его представляем. В настоящее время это положение уже принято наукой, как естественное и достоверное.

 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy