Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи


Все материалы arrow Разделы arrow О нервной системе.
О нервной системе. | Версия для печати |
Статьи - Йога
Написал Иван   
09.03.2009
Было указано, что западная наука относительно дыхания ограничивается изучением его роли в процессе поглощения кислорода кровью и дальнейшего воздействия кисло-рода на организм через посредство системы кровообращения, между тем как учение йогов говорит ещё и о поглощении праны и её распространении в организме по сети нервной системы. Прежде чем перейти к дальнейшему, необходимо дать общее описа-ние нервной системы.

Нервная система человека состоит из двух отдельных больших систем — системы спинно-головного мозга и симпатической системы. Систему спинно-головного мозга составляют те части нашей нервной системы, которые входят в головной и спинной мозг с ответвлениями, идущими от них. Эта система заведует такими проявлениями животной жизни организма, как его желания, ощущения, и т. п. Симпатическая же сис-тема охватывает собою сеть нервов, расположенную, главными образом, в грудной, брюшной и тазовой полости, и подчиняет себе внутренние органы тела. Она управляет вневолевыми процессами, как рост тела, питание, кровообращение и пр.
Спинно-головная система действует при всех ощущениях зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и т. д. Она приводит органы в движение, она работает, когда человек думает, когда работает его сознание. Она служит орудием высшему "Я" человека для его общения с миром внешним. Эта система может быть сравнена с телефонной систе-мой, причем мозг представляет собою центральную станцию, а спинной мозг и идущие от него ответвления нервов — проволоки проводов.

Головной мозг представляет собою большую массу нервной ткани и состоит из трех частей: большой мозг, наполняющий собою лобовую, теменную, среднюю и заднюю часть черепа, мозжечок или "малый мозг", расположенный в нижней и задней части че-репа и продолговатый мозг (Medulla oblongata), который представляет собою утолщен-ное начало спинного мозга и лежит впереди "малого мозга".
Большой мозг есть орган той части нашего интеллекта, которая проявляет себя в умственной деятельности.
Малый мозг управляет движениями и волевой деятельностью. Продолговатый мозг есть верхний утолщенный конец спинного мозга, и от него и от главного мозга расхо-дится сеть нервов, проходящих в разные части головы, а также в органы специального назначения и затем к некоторым органам, лежащим в грудной и брюшной полостях, а также к органам дыхательным.
Спинной мозг наполняет собой канал, проходящий внутри спинного хребта. Он представляет собою длинную массу нервной ткани, от которой у каждого позвонка от-деляются нервы, связывающие его со всеми частями тела. Спинной мозг есть как бы главный телефонный кабель, а нервные ответвления — это отдельные проволоки, со-единенные с ним.
Симпатическая система состоит из двойной цепи ганглий по сторонам спинного хребта и рассеянных ганглий в голове, затылке, груди и брюшной полости. Ганглия — масса нервной ткали, состоящая из клеток. Эти ганглии соединены между собою нерв-ными нитями.
Нервы движения и ощущения соединяют их также со спинно-головной мозговой системой. От этих ганглий отделяются бесчисленные нервные волоконца, расходящие-ся по всему телу. В разных местах нервы эти перекрещиваются, образуя так называе-мые "plexus" — сплетения. Симпатическая система заведует бессознательными процес-сами, как кровообращение, дыхание и пищеварение.

Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредством нервов, в западной науке имеет название "нервной силы", йоги же видят в ней проявление праны. По ха-рактеру своему и быстроте действия она похожа на электричество. Без этой "нервной силы" сердце не может биться, кровь не может циркулировать, легкие — дышать, орга-ны вообще — действовать, и весь механизм тела останавливается без неё. Более того — даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны кровью станет каждому ясна и "наука о ды-хании" получить значение гораздо большее, чем придают ей западные ученые.
Йоги идут далее западной науки, особенно относительно одной части нервной сис-темы. Мы разумеем то, что западная наука называет "солнечным сплетением" — "plexus solaris", и что она считает просто скоплением переплетающихся нервов симпа-тической системы с её ганглиями, — таких скоплений, узлов, несколько в разных час-тях тела. Йоги же думают, что это "солнечное сплетение" в действительности есть важ-нейшая часть нервной системы, и что оно есть вид мозга и играет одну из важнейших ролей в человеческом организме. Впрочем, западная наука, кажется понемногу начина-ет признавать особенное значение этого "солнечного сплетения" — по крайней мере некоторые новейшие авторы называют его уже — "брюшным мозгом". Солнечное сплетение находится вблизи желудка, как раз под ложечкой против внутренней сторо-ны спинного хребта. Оно состоит из белой и серой мозговой массы, как и другие виды человеческого мозга. Оно управляет главнейшими внутренними органами человека и играет гораздо более важную роль, чем отом обыкновенно думают. Здесь мы не будем входить в дальнейшие подробности учения йогов о солнечном сплетении, скажем толь-ко, что по их убеждению оно есть складочный магазин праны. Известно, что сильным ударом под ложечку можно прямо убить человека, и кулачные бойцы знают всю чувст-вительность этой области, удар в которую лишает человека надолго сил.
Имя "солнечного сплетения" дало этому нервному узлу очень удачно, ибо он посы-лает лучи силы и энергии во все части тела; даже и головной мозг зависит от него, как от складочного места праны в организме. Рано или поздно и западная наука признает действительную роль солнечного сплетения и отведет ему гораздо более важное место, чем то, которое теперь уделяется ему в сочинениях её ученых. Первый шаг к управле-нию по своей воле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способ-ности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэто-му естественнее всего начитать с себя, говорят йоги. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, же-лая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма пра-ны, чем даже жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психическая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к "Я", чем телесные силы, то йоги учат на-чинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности. Для этого они дают следующий метод.

Согласно учениям йогов, существуют два тока праны (называемые Пингала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обоим сторонам того канала или трубы в спин-номозговой колонне, который индусы называют Сушумна и который представляет со-бой центр всего существенного в спинном мозгу. В нижнем конце Сушумны находится треугольник тонкого вещества, называемый индусами "внутренность лотоса Кундали-ни", и содержащий в себе как бы конденсированный запас скрытой силы, называемой Кундалини. Относительно Кундалини утверждают, что это необыкновенно могущест-венная оккультная сила, которая, если ее разбудить и заставить подняться по Сушумне, даст удивительные результаты психического характера и откроет много сфер психиче-ской деятельности, которые даже не снились обыкновенному человеку. А если Кунда-лини достигнет мозга, то освободить душу от оков материй и сделает йога сверхчело-веком.
Пингала — это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сушумны; Ида — это ток, идущий с левой стороны. Вдоль Сушумны расположено несколько "лотосов" или центров психической деятельности. Первый из них, находящийся внизу, называется Муладхара и последний, главный лотос, лежащий в головном мозгу называется Сахас-рара или тысячелепестковый лотос мозга. Сушумна, со своими аккумуляторами скры-той силы, рассматривается как чрезвычайно сильная батарея психической энергии, ко-торую можно привести в действие и регулировать при помощи известных приемов ды-хания, которым учат йоги, особенно при помощи ритмического дыхания, которое, как утверждают, пробуждает скрытые силы Кундалини. А пробужденная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются "пранаяма", — четвертая степень пути достижения Патанджали.
Первая цель при упражнениях Пранаямы — это пробуждение ритмических вибра-ций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыха-ния возникают вибрации, пробуждающие силу Кундалини, при помощи которой произ-водятся сверхнормальные психические феномены. Вторая цель — это сосредоточение праны или нервной силы, контроль над её расходованием и управление ею. Прана на-полняет собой весь организм, сохраняясь, как в аккумуляторах, в различных ганглиях или нервных сплетениях, особенно в большом "солнечном" сплетении.
Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практи-чески "сидение йогов", т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это — сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед поло-жении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положе-нии.

Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься свя-щенное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровож-дает собой вдыхание и выдыхание.

Следующий шаг — это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключа-ется в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направ-лять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить "спящий", нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием во-ли) мысленный образ, что ток Ида проходит через "лотос" и идет вверх с правой сторо-ны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы за-крывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, про-пуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выды-хая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхает-ся через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю.

Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к го-ловному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом "двигание" или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заста-вить его подняться вверх — таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно от-крывается весь. Сила Кундалини, восходя вверх, пробуждает к деятельности несколько лотосов, лежащих вдоль спинного хребта и соединенных с Сушумной. Нижний из этих лотосов, расположенный в основании спинномозговой колонны, называется Муладха-ра, следующий называется Свадхистана; за ним лежит Анахата; дальше Вишуддха; по-том Аджна и последний, лежащий уже в головном мозгу, называется Сахасрара или "тысячелепестный лотос". В нижнем, т. е. в Муладхаре заключена сила Кундалини, а деятельность верхнего состоит в том, чтобы распределять в мозгу поступающую в него силу Кундалини и создавать таким образом возможность того, что является нам в виде сверхнормальных психических и ментальных феноменов.
 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy