Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи
Контакты


Все материалы arrow Разделы arrow Практика arrow Вера с правом не ссорилась
Вера с правом не ссорилась | Версия для печати |
Написал Dima   
22.10.2010

Вера с правом не ссорилась
Вера с правом не ссорилась
Чем больше политологов, юристов, людей науки будет объективно мыслить, стараясь понять причины роста исламских настроений в обществе, тем более органичным и естественным будет этот процесс. Чем больше представителей интеллигенции будет объективно взвешивать исламские ценности и идеологическую платформу на весах естественного нравственного человеческого начала, тем легче нам будет понять друг друга.Чем больше политологов, юристов, людей науки будет объективно мыслить, стараясь понять причины роста исламских настроений в обществе, тем более органичным и естественным будет этот процесс. Чем больше представителей интеллигенции будет объективно взвешивать исламские ценности и идеологическую платформу на весах естественного нравственного человеческого начала, тем легче нам будет понять друг друга.

Прочитав статью адвоката Расула Кадиева «Примирение права и веры», мы решили прокомментировать его некоторые тезисы. Для сегодняшнего светского дагестанского общества статья показалась нам редкой попыткой обратиться к исламской молодёжи со своим видением решения стоящих проблем. Видением, которое, как кажется, выработалось в ходе размышления и переживания за происходящее. Целью же написания этих строк мы ставим разъяснение некоторых аспектов исламской идеологии на примерах тезисов Расула Кадиева.

Шариат и право

Прежде чем перейти к историческому экскурсу о возникновении права, как «совокупности идей и принципов», автор пишет: «Одним из примеров этого является набирающая силы идеология того, что шариат единственно возможная система жизни в Дагестане, что право вообще не нужно, что обещанное правовое государство не было построено, а вот шариат мы построим».

Не знаю, что имел автор в виду, – что сегодня исламская правовая система не обладает на практике некоторыми основными признаками права, такими, как, например, гарантированность (обеспеченность государством), или же то, что шариат и право не имеют между собой ничего общего. Поэтому отвечу на оба этих тезиса.

СССР и Халифат

1) Претворён шариат в жизнь в полном смысле этого слова или нет – это никак не аннулирует исламское вероубеждение, согласно которому мусульманин обязан согласовывать свои помыслы, слова и действия с законом Всевышнего Аллаха. Другие правовые установки лишь берутся им в расчёт с точки зрения пользы и вреда, а не оценки правовой легальности своей деятельности. Женится мусульманин или торгует – он взвешивает свои действия на весах шариата. Другие законы, если и не игнорируются, то лишь во избежание нежелательных последствий. Причём шариат не ограничивается регулированием личной жизни. Поэтому абсолютно естественно и в то же время продиктовано Кораном и Сунной стремление мусульман построить исламское общество и государство, как это сделал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Никто же не находит странным, когда Геннадий Зюганов сожалеет о том, что членам ГКЧП не хватило решительности для сохранения целостности Советского Союза. Так что странного, что мусульманин хочет жить в исламском государстве? Чем Халифат хуже СССР?

Озвученное выше – не проблема мусульман Дагестана, как это многие себе представляют. Это касается каждого мусульманина, где бы он ни находился.

Шариат и правосознание

2) Шариат и есть правовая система в полном смысле этого слова. Причём в ней более полно находят отражение даже те признаки права, по причине которых несведущие люди разделяют между правом и шариатом. Возьмём, к примеру, ту же гарантированность. Что на сегодняшний день в России представляет собой гарантированность права государством? Практически ничего. В шариате право гарантируется не только (даже не столько) государством. Оно гарантируется Судным днём (именно потерей этой гарантии «действующим» правом, между прочим, и озабочен Кадиев). Вера в отчёт на Судном дне, а также абсолютность закона, утверждённого Создателем, Который наказывает за его нарушение и вознаграждает за его исполнение, связь закона с идеологией и моралью – всё это делает мусульманина сознательно стремящимся к подчинению шариату, продиктованному внутренним убеждением. А это гораздо более серьёзная гарантия, чем та, которую право получает у государства.

Вот что в этой связи пишет доктор юридических наук Л. Сюкияйнен: «Мусульманскому праву, как и любой правовой системе, свойственна своя специфика взаимосвязей трёх основных проявлений права – норм, правосознания и поведения. Мусульманское право отличается их особой близостью между собой, когда правовая норма воспринимается верующими как выражение своих представлений о должном и справедливом, что предопределяет и готовность подчинить своё поведение данному правилу».

Право – это совокупность норм, которая, с одной стороны, предоставляет, а с другой – ограничивает внешнюю свободу людей в их взаимных отношениях. Шариат – это полноценная (я бы даже сказал, единственная полноценная) правовая система, в которой нормы естественного права закреплены незыблемыми священными текстами.


 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy