Все материалы
На главную
Блог эзотерика
Статьи и заметки
Разделы
Карта сайта
Книги
Статьи


Все материалы arrow Статьи arrow Мировоззрение arrow Духовный аспект конца истории Западной цивилизации.
Духовный аспект конца истории Западной цивилизации. | Версия для печати |
Статьи - Мировоззрение
Написал Иван   
28.07.2009
Знаменитая статья известного американского политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?», в которой высказывалось предположение, что вместе, как тогда казалось, с неизбежным торжеством либерализма в планетарном масштабе, наступит «конец истории» в классическом её понимании – подтвердилась совершенно неожиданным для Запада образом. Знаменитая статья известного американского политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?», в которой высказывалось предположение, что вместе, как тогда казалось, с неизбежным торжеством либерализма в планетарном масштабе, наступит «конец истории» в классическом её понимании – подтвердилась совершенно неожиданным для Запада образом. «Конец истории», действительно, наступает, но только не в либеральном, а в евангельском смысле данного эсхатологического понятия: мир находится в преддверии «конца истории» Западной «денежно-технологической» цивилизации.
Характеристика современной Западной цивилизации, как бездуховной, вырожденческой – стала уже общим местом не только в специальной литературе, но и в периодической печати. Даже в либертарных («ультралиберальных») СМИ, говорится уже о крахе современной Западной цивилизации, как о чём-то само собой разумеющимся.

Основатель Традиционализма Рене Генон писал о современной Западной цивилизации: «Современная цивилизация, равно как и все остальные вещи, имеет причину своего существования, в перспективе положения дел, характерного для конца цикла, можно сказать, что она является именно тем, чем она и должна быть, и что она возникла в предназначенный для нее срок и на отведенной ей территории. Однако всё это не отменяет того факта, что судить её следует в соответствии со столь часто произвольно интерпретируемыми словами Евангелия: «Извращение должно прийти в мир, но горе тому, через кого оно придет».

Известный современный эзотерик Андрей Карагодин констатирует: «Современный мир, как известно, представляет собой удручающую картину для любого человека, сохранившего хотя бы малейшие остатки нормального (здесь мы имеем в виду изначальный смысл этого слова) миропонимания. Все бытийные пропорции извращены, сакральное находится в полном подчинении у мирского. Заявления профанов и не имеющих представления даже о простейших понятиях, относящихся к сфере Духа, персонажей о Боге и Истине, как простых и будто бы самой собой разумеющихся вещах – вот и все, что осталось от некогда величественной картины духовного пейзажа человечества. Теперь о божественном судят с такой же простотой, как некогда – о земном, в котором, наоборот, современное человечество, кажется, запуталось окончательно. Впрочем, весьма сложно было бы предполагать иной итог для него, «отвернувшегося от неба ради завоевания Земли», по выражению величайшего эзотерика нашего времени Рене Генона. Лишенное всякого смысла и отгороженное от реальных онтологических стихий, в полном смысле жалкое существование – вот удел актуального человека».
Как подчёркивает Рене Генон, современную Западную цивилизацию нельзя уже считать христианской: «Иногда современный Запад называют христианским, но это совершенно неверно. Современное сознание является глубоко анти-христианским, поскольку оно сущностно анти-традиционно. А анти-традиционно оно по той причине, что оно анти-традиционно в самом широком смысле этого слова. И именно это качество является его отличительной чертой, делает из него то, что оно есть...
Специфически современным и беспрецедентным является возведение целой цивилизации на чисто негативных основаниях, на абсолютном отсутствии высшего Принципа. Именно эта всеобщность отрицания придает современному миру совершенно ненормальный характер, делает его воистину чудовищным».

Говоря словами Николая Бердяева, современная «денежно-технологическая» цивилизация - «вслед за Великим Инквизитором принимает все три искушения, отвергнутые Христом в пустыне во имя свободы человеческого духа… принимает соблазн превращения камней в хлеб, соблазн социального чуда, соблазн царства этого мира».
Известный православный богослов Александр Мень пишет об искушении Иисуса Христа: «Сатана предложил Мессии три собственных способа завоевать Мир. Первый заключался в том, чтобы привлечь массы обещанием земных благ. Накорми их, «сделай камни хлебами», и они пойдут за Тобой куда угодно, - говорил искуситель. Но Иисус отказался прибегнуть к подобной приманке: «Не хлебом единым жив человек…».

В другой раз Назарянин стоял на высокой горе. У ног его лежали пепельные зубцы скал, за которыми угадывались «царства мира сего». Где-то далеко двигались непобедимые римские легионы, плыли по морю корабли, волновались народные толпы. Что правит ими, что царит над миром? Не сила ли золота, не власть ли меча, не стихия ли эгоизма, жестокости и насилия? Кесарь потому лишь повелевает народами, что признал владычество тёмных начал в человеке. «Тебе дам всю эту власть, - сказал Сатана, - и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю её». Стань таким, как повелители империй и люди будут у твоих ног. Подобного Мессию-воина ждали иудейские зилоты. Однако Иисус не уступил соблазну меча; не для того пришёл Он, чтобы идти по стопам поработителей. «Отойди от Меня, Сатана, - был Его ответ, - написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Из пустыни Иисус направился в Иерусалим. Но и там дух зла не отступал от Него. «Бросься вниз», - предложил он, когда Христос стоял на одной из высоких храмовых площадок; ведь толпа, увидев человека, который упал на камни и остался невредим, наверняка сочтёт Его великим чародеем. Но и путь кричащего чуда, по которому пошли как ложные мистики, так и поклонники «технических чудес», не мог быть принять Иисусом. Свою силу Он всегда будет стараться скрывать, избегая духовного насилия над людьми».

Принятие Западной «денежно-технологической» цивилизацией дьявольских искушений, отвергнутых Спасителем, поставило современный мир на грань гибели.
Первое искушение – искушение материальными благами привело к тому, что Запад превратился в вампира высасывающего жизненные силы из всего человечества. Ведь страны, так называемого «золотого миллиарда», процветают за счёт использования природных и человеческих ресурсов всех остальных стран.
Второе искушение – искушение мечём, ярко проявилось в политике Запада и, особенно – США, пытающихся силой оружия насаждать пресловутые «либерально-демократические ценности» по всему миру, что привело к катастрофическим последствиям. Наглядный тому пример, произошедшее на наших глазах – вторжение США в Сербию и Ирак.
Третье искушение – путь кричащего чуда, ярко проявилось в феномене научно-технического прогресса, осуществляемого столь бездумно, что, в результате, мир оказался на грани глобальной экологической катастрофы.

Воистину, Западная «денежно-технологическая» бездуховная, вырожденческая цивилизация – это цивилизация, на которую, говоря словами гениального русского поэта Александра Блока, легла густая тень Люциферова крыла.
Существование цивилизации, опирающейся на использование лишь внешних законов Проявленного Мира, было возможно во все времена. Но в традиционных обществах люди были заняты в первую очередь познанием глубинных основ Мироздания, и законы Плотного Мира их интересовали лишь как внешнее выражение лежащих в их основе законов Тонких Миров. И только в Новое время, в результате, обусловленной законами развития Космических Циклов «прогрессирующей материализации», люди стали всё больше и больше сосредотачивать своё внимание на изучении законов Плотного Мира – нашей физической реальности. И, в конце концов, чисто внешнее, сугубо материальное преуспевание Запада стало восприниматься людьми Запада, как очевидный признак превосходства Западной цивилизации, по сравнению с Восточными цивилизациями, что с традиционной точки зрения выглядит нонсенсом.

Всего за каких-нибудь два-три столетия – ничтожный срок по историческим меркам, человечество, в результате реализации возможностей современного «научного», чисто количественного подхода к изучению реальности, оказалось на грани глобальной катастрофы. Данный факт является наглядным свидетельством того, что современный мир – «Царство Количества», говоря словами мыслителей-традиционалистов - не имеет будущего.
Как подчёркивал один из классиков Традиционализма Юлиус Эвола - «Современная «цивилизация» Запада нуждается в кардинальном перевороте, без которого она рано или поздно обречена на гибель. Эта «цивилизация» извратила всякий разумный порядок вещей. Она превратилась в царство количества, материи, денег, машин, в котором нет больше воздуха, свободы, света. Запад забыл о смысле приказания и повиновения. Он забыл о смысле действия и размышления. Он забыл о смысле иерархии, могущества духа, человеческих богов. Он больше не знает природы. Природа для западных людей перестала быть живым телом из символов, богов и ритуалов - блистающим Космосом, в котором, как «царство в царстве», свободно движется человек: она стала мутной, роковой поверхностью, и её тайны профанические науки стараются обойти с помощью своих ничтожных законов и ничтожных гипотез».
Рано или поздно современная «денежно-технологическая» цивилизация, с характерным для нее чисто внешним, количественным освоением реальности, без проникновения в глубинную суть явлений Плотного Мира рухнет, подобно «дому на песке» и никакие «технологические подпорки» здесь не помогут.

Известный современный мыслитель-традиционалист Александр Дугин отмечает в данной связи – «Порядок бирж, денег, рынков и парламентов окажется не более стойким, чем вчера еще неколебимый, а сегодня распавшийся в труху «оплот социализма». Экологические катастрофы, энергетические кризисы, брутальные конфликты и демографические взрывы станут прелюдией пришествия хаоса.
Для религиозного, традиционного сознания эсхатологический смысл современных процессов очевиден. Мы стоим вплотную к Концу Мира». Когда рассыплется, как карточный домик при малейшем дуновении ветра, вся современная Западная «денежно-технологическая» цивилизация, основанная на выдаваемых за «здравый смысл», «научно обоснованных» наивных иллюзиях. А вместе с ней канет в Лету и основанное на том же «здравом смысле» современное рационалистическое «научное» мировоззрение.

Как подчеркивает Рене Генон - «Именно «здравый смысл» рассматривает чувственный мир как единственно реальный и признает лишь знание, полученное с помощью органов чувств. Кроме того, он наделяет ценностью эту узкую сферу знаний только в той степени, в которой она даёт возможность удовлетворить либо материальные потребности, либо определенные сентиментальные склонности, так как сантименты – мы должны откровенно признать это, рискуя шокировать современных моралистов – на самом деле «расположены» очень близко к уровню материи. Во всем этом собственно интеллекту вообще не остается места, или в лучшем случае, ему отводится служебная роль при достижении практических целей, и он становится не более чем инструментом, подчиненным потребностям низшего и телесного уровня человеческой индивидуальности, «прибором для производства приборов», как довольно точно выразился Бергсон».
В странах Востока, в отличие от стран Запада, технологическое развитие органически сочетается с ценностями традиционалистской цивилизации. С Восточной точки зрения, нынешняя Западная цивилизация – полностью десакрализована, обезбожена, полностью враждебна глубинной сути человека, сотворённому «по образу и подобию Божию».

Современная Западная «денежно-технологическая» цивилизация является по своей сути наследницей семитского торгашеского Карфагена, а не наследницей арийского героического Древнего Рима. Александр Дугин отмечает: «Новый Карфаген простирает над планетой свою зловещую тень. Будто призрак стертого с лица земли легионами Рима, финикийский город поднимается из ада. Отчетливо звучит голос Молоха: «торговый строй», «рационализация общества», «хорошие дороги», «открытое общество», «морское могущество»… Правда иной масштаб. Вместо Средиземноморья – вся планета. Современный Запад – прямой идеологический наследник Карфагена… Сегодня Карфаген празднует планетарный триумф. Не все идет гладко, но налицо победа. Не просто одной страны над другой, не просто одной экономической модели над конкурирующей. Все гораздо серьезней. Это победа Молоха, инфернального божества, пожирателя младенцев… «Карфаген должен быть разрушен». Раз и навсегда. Никогда не лишне напомнить об этом».

(Известный популяризатор православия диакон Андрей Кураев пишет в данном контексте: «Вспомним: многие десятилетия римской истории прошли под лозунгом: «Carthago delanda est» («Карфаген должен быть разрушен»). Эта фраза стала поговоркой, но мы как-то не задумываемся: «А за что Карфаген должет быть разрушен?». Мы говорим: «Ну, мол, имперское сознание, оно такое фанатичное». Ничего подобного. Любая империя всегда терпима к своим окраинам, иначе она не будет долговечной. И Римская империя – не исключение. Мы не знаем из истории ни одного случая, чтобы римляне начали войну с другим народом с целью уничтожения, кроме истории Пунических войн, войн с Карфагеном. Я думаю, одна из причин ожесточенности этих войн со стороны Рима заключалась в возмутительной дикости карфагенской религии. В жертву карфагенскому божеству по имени Ваал (отсюда: Ганнибал – «воин Ваала») приносились дети. И для римлян это было слишком омерзительно. Карфаген – не самостоятельная культура. Карфаген – колония Финикии. Финикийцы же – семитское племя, это двоюродные братья евреев». Поэтому и у евреев культ Ваала получил широкое распространение. Как констатируется в «Библейской энциклопедии»: «Поклоненiе Ваалу было главнымъ и при томъ обычнымъ гръхомъ древнихъ Евреевъ… Идолослуженiе у древнихъ Израильтянъ Ваалу сопровождалось большою торжественностiю и пышностiю»).

Система ценностей Запада со времен, как её называют на Востоке, «пресловутой эпохи Возрождения» и Реформации, основывается на «безбожном гуманизме» - «религии человекобожия», объявляющей человека, говоря словами софиста Протагора – «мерой всех вещей», то есть, высшей ценностью в системе Мироздания. «Безбожный гуманизм» если и признает наличие в Мироздании высшего по отношению к человеку начала, то лишь на словах, на деле же – полностью его отрицает.
Известный русский философ, нобелевский лауреат Николай Бердяев, подчеркивал в этой связи: «Последствием отрицания высшего начала является то, что человек роковым образом подчиняется низшим, не сверхчеловеческим, а подчеловеческим началам. Это является неизбежным результатом всего длинного пути безбожного гуманизма в новой истории… Гуманистическая идеология в наши дни и есть «отсталая» и «реакционная» идеология. Лишь те антигуманистические выводы, которые сделал из гуманизма коммунизм, стоят на уровне нашей эпохи и связаны с её движением. Мы живем в эпоху обнажений и разоблачений. Обнажается и разоблачается и природа гуманизма, который в другие времена представлялся столь невинным и возвышенным. Если нет Бога, то нет и человека - вот что опытно обнаруживает наше время. Обнажается и разоблачается природа социализма, выявляются его последние пределы, обнажается и разоблачается, что безрелигиозности, религиозной нейтральности не существует, что религии живого Бога противоположна лишь религия диавола, что религия Христа противоположна лишь религии антихриста. Нейтральное гуманистическое царство, которое хотело устроиться в серединной сфере между небом и адом, разлагается, и обнаруживается верхняя и нижняя бездна. Богочеловеку противостоит не человек нейтрального и серединного царства, а человекобог, человек, поставивший себя на место Бога. Обнаруживаются противоположные полюсы бытия и небытия. Религия не может быть частным делом, как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом».Как отмечает Рене Генон – «Люди Возрождения действительно стремились свести все к чисто человеческим пропорциям, исключить любые принципы более высокого уровня и, выражаясь символически, отвернуться от Неба под предлогом покорения Земли».

Нынешняя «денежно-технологическая» цивилизация Запада является логическим завершением всех этих «богоборческих» тенденций.
И когда на Западе начинают утверждать, что «человеческая, слишком человеческая», говоря словами Фридриха Ницше, то есть, обездушенная, дьявольская, с Восточной точки зрения, цивилизация Запада является высшим достижением человечества, олицетворением «цивилизованного мира» и поэтому должна быть безоговорочно принята всем человечеством в качестве образцовой, то на Востоке это воспринимается как покушение на самые глубокие основы человеческого бытия, как ярко выраженное стремление заставить всех людей «продать душу дьяволу». И человек Востока готов этому противиться всеми доступными средствами – даже ценой собственной жизни.
Следует подчеркнуть, что Западу противостоит не только Исламская цивилизация, но и все остальные цивилизации Востока, поскольку все они являются традиционными цивилизациями, находящимися на глубинном, духовном уровне в антагонистическом противоречии с «денежно-технологической» цивилизацией современного Запада.

Рене Генон отмечал в этой связи: «Все современные цивилизации Востока являются в равной степени традиционными по своей сути. Чтобы дать более точное представление об этих цивилизациях, мы напомним здесь общие принципы их классификации, приведенные нами более подробно в других работах. Хотя такая классификация может показаться несколько упрощенной для тех, кто стремится разобраться в деталях, она остается, тем не менее, верной в своих основных чертах. Дальний Восток сущностно представлен Китайской цивилизацией, Средний Восток – Индуистской, Ближний Восток – Исламской. Следует добавить, что во многих отношениях Исламскую цивилизацию следует рассматривать как промежуточную между восточной и западной; особенно много общих черт она имела со средневековой Христианской цивилизацией Запада. Однако если сопоставить её с современным Западом, мы увидим, что она также противостоит ему, как все собственно восточные цивилизации, к которым согласно нашей точке зрения, она и должна быть отнесена».
Подчеркнем, что религия «человекобожия», лежащая в основе современной Западной цивилизации привела, помимо всего прочего, к радикальной трансформации главной официозной религии Запада – христианства, нашедшей свое внешнее выражение в «гуманизации» христианства. В результате, современное христианство, не только в протестантском и католическом его вариантах, но даже в наиболее ортодоксальном – православном варианте, отодвинуло на второй план главную свою заповедь - «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матфей 22, 37-38), и выдвинуло на первый план вторую заповедь: «Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Матфей, 22:39-40).
Александр Дугин отмечает в данной связи: «Таким образом, в лоне самой религии постепенно происходит сдвиг акцентов: Божественное, Бог, Нечеловеческое ставится на второе место, а человеческое, земное, моральное выдвигается на первое. Даже на иконах Спаса все чаще встречается на открытой книге надпись заповеди о ближнем, и все реже о любви к Богу. И хотя зачастую это изменение остается незамеченным, если обратиться к Генону и его подчеркиванию нечеловеческого (чисто божественного) происхождения традиции, - что точно соответствует фундаментальному утверждению самой традиции, и в частности, христианской религии, основанной именно на Божественном Откровении, - нельзя не заметить в самой этой тенденции ясное выражение анти-традиционных и анти-религиозных, анти-православных влияний».

Однако, «по меньшей мере, на ритуальном и догматическом уровне, русское Православие, вопреки всему, сохранило свою целостность, тогда как западное Католичество, особенно в последние десятилетия, пошло на уступки современному духу, в результате у многих традиционалистов сегодня возникает сомнение в том, остается ли ещё Католическая Церковь даже номинально традиционной организацией, или она вообще утратила свой духовный потенциал - столь серьезной профанации подверглись многие её стороны, вплоть до модернизации литургии и ритуалов».
Модернизация христианства на Западе затронула уже и сам язык сакральных текстов – «святая святых» любой религии. В результате, Западное христианство утратило, фактически, своё сакральное значение, превратившись в «безблагодатный» набор этических норм и нравственных правил.

Известный отечественный исследователь Сергей Кара-Мурза пишет в данной связи: «Вернемся на Запад… Сегодня мы видим, как модернизация сокрушает последний бастион языка, сохраняющего древние смыслы - церковь. Мало того, что священники вне службы, даже в облачении, стали говорить совершенно «правильным» языком, как журналисты или политики. Модернизации подвергаются священные тексты. Действия в этой сфере - целая программа. Приступают к изданию новой Библии с «современным» языком в Англии, тиражом в 10 млн. экземпляров. Теологи старого закала назвали ее «модерн, но без Благодати» (само понятие Благодати из нее изъято и заменено «незаслуженными благами»). Вычищены из Библии и понятия искупления и покаяния. И, наконец, ключевое для христианства слово распятие заменено «прибиванием к кресту». Наполненные глубинным смыслом слова и фразы, отточенные за две тысячи лет христианской мысли, заменены «более понятными». Как сказал архидьякон Йорка, Библия стала похожа на телесериал, но утратила сокровенное содержание».

Следует, однако, подчеркнуть, что ни одна душа в своём посмертии не должна самонадеянно полагаться только на свои собственные силы. В условиях посмертного мрака, любому человеческому духу, сколь бы великим он ни был, крайне необходима поддержка какого-либо могучего церковного эгрегора (духовного покрова), который защитит его от сил Зла и выведет на путь восходящего посмертия (разумеется, если во время своей земной жизни он соблюдал соответствующие заповеди и ритуалы). В противном случае, душа после смерти легко может стать игрушкой инфернальных сил. Это одна из главных причин, в силу которой, человеку для своего спасения необходимо придерживаться одной из ортодоксальных религий, обладающих могучим эгрегором.
В России, в настоящее время, это, прежде всего, такие религии, как православие, ислам, буддизм. Этим религиям должна оказываться всемерная поддержка, в том числе - и на государственном уровне. В первую очередь, конечно, это относится к православию, поскольку - это религия «титульной» нации. Церкви безоговорочно должны быть возвращены культовые сооружения и предметы культа, экспроприированные в советские времена государством: храмы, монастыри, «намоленные» иконы, находящиеся не только в различных государственных музеях, но и в частных коллекциях (государство обязано их выкупить и вернуть Церкви) и т. д.

Не следует забывать, что доля русского населения в общей численности населения страны составляет более 80%, и Россия, в отличие от СССР, где русские составляли немногим более половины всего населения, является, по всем международным стандартам, мононациональным, а не многонациональным государством. Ведь согласно международным стандартам, мононациональным является государство, в котором доля ведущей нации в общей численности населения составляет не менее 66%. Особо следует подчеркнуть, что коль уж доля русской нации в общей численности населения России составляет более 80%, то не имеет принципиального значения, сколько различных народов, кроме русских, проживает на территории страны – даже, если бы здесь проживали представители всех ныне существующих народов планеты. Ведь доля всех «нерусских» вместе взятых в общей численности населения страны составляет лишь менее 20%, и поэтому их интересы, согласно действующим международным стандартам, должны учитываться в той мере, в которой они не противоречат интересам «государствообразующей» нации. (Напомним, что, например, в Израиле, доля евреев в общей численности населения страны, составляет, как в России доля русских, также порядка 80%, и на территории Израиля также проживают представители многих других народов. Однако никому не приходит в голову объявить Израиль многонациональным государством и упрекать Израильское руководство за то, что оно проводит политику, учитывающую, прежде всего, интересы «государствообразующей» нации).
Однако, как отмечается в серьёзной социологической литературе – «Пока у власти не хватает духа заявить, что национальная идея является русской по своему содержанию, что она есть средство идентификации прежде всего русского народа, обозначения преемственности и неразрывности его национальной, религиозной и духовной истории. Субъектом и носителем этой идеи является не полумифический российский гражданин, а русский человек, сознательно признающий это и воспринимающий ее как акт духовного обновления и нравственного очищения, осознания глубины и мерзости своего современного скотского падения».

Слова известного русского неолиберального мыслителя П. И. Новгородцева, сказанные им ещё в начале XX века о значении «преданности великим сокровищам русской культуры всех живущих в России», независимо от их национальности, весьма актуально звучат для нас и сейчас: «Казалось единственно правильным и прогрессивным, чтобы в политических партиях люди соединялись отвлеченными узами либерализма и гуманизма, началами равенства и свободы, принципами демократии и правового государства. И не приходило в голову, что, помимо таких отвлеченных принципов, все, живущие в России, выросшие в колыбели русской культуры и под сенью русского государства, и могут, и должны объединиться и еще одним высшим началом, прочнее всего связывающим, а именно – преданностью русской культуре и русскому народу. В идеальном смысле своем это и есть именно высшая духовная связь. Она отнюдь не означает отрицания национальных и культурных особенностей отдельных групп населения. Пусть каждая из них чтит и развивает свою культуру, но чтит и развивает ее на почве уважения и преданности великим сокровищам русской культуры. Это не угнетение, а приобщение к высшему единству, к единству и общению не только формально-юридическому, но и духовному.

Теперь нам кажется совершенно естественным и простым говорить о верховенстве и первенстве русского народа и русской культуры на русской земле и в русском государстве. А между тем так недавно еще – «свежо предание, а верится с трудом», - серьезно обсуждали предложение в официальном обращении к власти заменить слова: «русский народ» словами: «народы России», да и сейчас есть организации, которые, не будучи социалистическими, стыдливо скрывают свою принадлежность к русскому народу под чисто географическим обозначением «российский».
Пора уже русским людям перестать стыдливо скрываться «под чисто географически обозначением «российский». Как сказал Екклесиаст – «Всему свое время и время всякой вещи под небом… Время разбрасывать камни, и время собирать камни». (Еккл., 3:1,5) Для русского народа настало «время собирать камни».

(Отметим, что в состав русского народа входят: великороссы (собственно – русские), малороссы (украинцы) и белорусы, а также – представители всех прочих национальностей, которые настолько интегрированы в русскую культуру, что полностью идентифицируют себя с русской нацией. Подчеркнём, что принадлежность того, или иного индивидуума к русской культуре и русской нации определяется вовсе не его национальной принадлежностью «по крови», а его мировоззрением. Известный русский религиозный (православный) философ И. А. Ильин писал об этом: «Есть люди никогда не бывавшие в России и еле говорящие по-русски, но сердцем поющие и трепещущие вместе с Россией; и обратно: есть люди, русские по крови, происхождению, месту пребывания, быту, языку и государственной принадлежности – и предающие Россию, ее судьбу, ее жилище, ее тело, ее колыбель и ее самое во славу материализма и интернационализма»).
В мононациональном государстве ведущая роль принадлежит той религии, которую исповедуют в основном представители «государствообразующей» нации. В условиях нашей страны такой религией является православие. Поэтому, государственная власть в России естественным образом должна быть озабочена в первую очередь возрождением именно православной религии, в такой же степени, в какой, например, власти Израиля озабочены распространением среди граждан данного государства иудаизма, а исламские государства – обращением своих граждан в ислам.
Только на прочной духовной основе, стержнем которой должна стать традиционная для «государствообразующей» нации, православная религия – Россия возродится, как Феникс из пепла - в качестве Великой Державы.

Что же касается «духовных перспектив» Запада, то, опять же – вспомним в данной связи слова Рене Генона, которые звучат сейчас ещё более актуально, чем почти век тому назад, когда они были написаны: «мы убеждены, что на Западе, в древности и в средние века, существовало нечто иное, что некой элите были доступны доктрины чисто метафизические, которые мы можем назвать цельными, включая сюда и ту реализацию, которая для большинства современных людей, несомненно, есть нечто, с трудом представимое. Если же Запад абсолютно утратил воспоминание о них, то это потому, что он разорвал со своими собственными традициями. И вот поэтому современная цивилизация является цивилизацией аморальной и извращённой…

Материальное превосходство современного Запада неоспоримо; никто этого у него не оспаривает, никто ему и не завидует по этому поводу. Более того: рано или поздно Запад рискует погибнуть по причине такого избыточного материального развития, если он вовремя не опомнится и если, как следствие, он не задумается всерьёз о «возвращении к истокам», согласно выражению, бытующему в некоторых школах исламского эзотеризма. Сегодня с разных сторон много говорится о «защите Запада»; но, к несчастью, как кажется, отсутствует понимание того, что Запад особенно нуждается в защите от себя самого, что это от его собственных нынешних тенденций исходят главные и серьёзные опасности, реально угрожающие ему. Хорошо было бы поглубже поразмыслить над этим, и не было бы излишним пригласить к такому размышлению всех, кто ещё способен размышлять».
 
< Пред.   След. >

Дизайн сайта Padayatra Dmytriy